Ситуационная осведомленность – важное условие успешного прохода по рекам и каналам
Столкновения и посадки судов на мель – частые явления в узких проходах, таких как реки и каналы. В связи с тем, что количество и серьезность таких инцидентов не идет на убыль, клуб взаимного страхования UK Club поделился практическими советами, которые будут полезны как морякам, так и береговым работникам, и помогут предотвратить подобные случаи. Как отмечает клуб, важнейшим условием беспроблемного прохождения через узкие проходы является ситуационная осведомленность, которая помогает развеять любые сомнения и способствует принятию правильного решения перед лицом опасности. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо использовать все возможные средства: так, постоянно должна быть известна точная позиция судна, чтобы можно было достоверно отследить его движение. Также необходимо вести хорошее наблюдение. Кроме того, при движении по рекам и каналам в зависимости от условий важно также уделять внимание таким задачам, как: 1. Планирование перехода – оно должно быть тщательным и всеобъемлющим. Морякам не стоит отклоняться от плана, кроме случаев, когда это необходимо. При этом в нем должны быть учтены все имеющие значение параметры, такие как глубина под килем (UKC), высота наивысшей точки судна над водой, прилив, течение, погодные условия, скорость и особенности места. Задачи команды на мостике должны быть ясно сформулированы и содержать действия, которые членам экипажа нужно предпринять в случае чрезвычайного происшествия. Машинному отделению, и особенно старшему механику, стоит участвовать в обсуждении плана перехода до его начала. Изначально также составляется запасной план, который включается в основной. 2. Безопасная скорость. Неважно, большая или маленькая: она должна быть достаточной и верной для конкретного этапа пути. При этом нужно учитывать уровень скопления судов в месте, по которому предстоит пройти, погоду, течения и то, до какой степени это воздействует на маневренность теплохода. Капитану стоит также помнить об эффекте присасывания к другим судам и берегу (bank effect). 3. Взаимодействие капитана и лоцмана. Относиться к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Лоцман должен не только понять план перехода, но и вникнуть в характеристики судна настолько хорошо, насколько это возможно – на уровне с командой мостика. Если лоцман начинает принимать неверные решения, морякам нужно их скорректировать. Вместе с капитаном он обсуждает и вырабатывает стратегию реагирования в случае, если что-то пойдет не так. Тем не менее конечную ответственность за все происходящее несет капитан. 4. Наблюдение. Ответственный за него член экипажа должен заниматься только этим: очень внимательно следить за происходящим снаружи и постоянно держать капитана в курсе обо всех судах и других препятствиях неподалеку. Вести наблюдение, тем не менее – долг всей команды мостика. – Вообще хорошая ситуационная осведомленность – это одна из важнейших составляющих успешного прохождения рейса, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Внимание к деталям, окружающей обстановке, максимально полное представление о том, что происходит вне судна – все это необходимо, чтобы избежать возможных инцидентов. Однако иногда моряки могут что-то упустить из виду в связи с усталостью, и особенно это актуально сегодня, когда члены экипажей иногда остаются на борту уже после истечения сроков контрактов. Поэтому очень важно, чтобы моряки имели возможность смениться ради полноценного отдыха и восстановления.
Источник: www.sur.ru