Основные итоги IMO FAL 45: обязательное единое окно и борьба с коррупцией
С 1 по 4 июня 2021 года в видеоформате прошла 45-я сессия Комитета Международной морской организации (ИМО) по упрощению формальностей (FAL 45). Среди прочего на заседании были одобрены поправки, обязывающие государственные органы использовать системы единого окна для электронного обмена информацией, а также сделаны шаги к решению проблемы коррупции в портах. Портал Safety4Sea рассказал об этих и других важных решениях, принятых в ходе этой встречи.
Обзор и поправки к Приложению Конвенции FAL
Так, Комитет одобрил изменения к Приложению Конвенции FAL. Поправки в положения Конвенции об обязательном электронном обмене данными в портах при прохождении процедуры таможенной очистки судов созданы с учетом уроков пандемии COVID-19 и включают новые и отредактированные рекомендуемые практики по предотвращению коррупции и незаконной деятельности в морском секторе. Они будут переданы на утверждение к 46-й сессии FAL, которая состоится в следующем году.
Также для принятия согласованной терминологии поправками вносятся обновленные определения и общие положения для различных терминов, используемых в Конвенции. Это означает, что все заинтересованные стороны в порту, на борту или третьи лица (например, государственный орган и т. п.) теперь будут применять единообразное толкование таких терминов, как «фактическое время прибытия», «расчетное время прибытия» и т. д.
Также утвержденные поправки сделают обязательным для государственных органов создание, обслуживание и использование систем «единого окна» для электронного обмена информацией, необходимой по приходу, отходу судна и во время его стоянки в порту. Кроме того, ведомства должны будут гарантировать, что информация будет передаваться или предоставляться только один раз, без необходимости ее многократного дублировать в разные инстанции.
В ходе сессии Комитет утвердил пересмотренные руководства по созданию морского единого окна, обновив предыдущие положения, и согласился создать новый модуль Глобальной интегрированной системы информации о судоходстве (GISIS) для обмена данными о морских единых окнах, внедряемых государствами-членами.
Утвержден обновленный Сборник рекомендаций ИМО
Что касается цифровизации, Комитет утвердил новую версию Сборника рекомендаций ИМО по упрощению формальностей и электронных деловых операций. Теперь он включает новый набор данных организации, касающихся представления отчета о нелегальных пассажирах, а также дополнительные элементы, связанные с временными метками портовых служб и др. Обновленный документ теперь доступен в форматах Excel и HTML на веб-сайте ИМО. «Путем согласования определений и форматов элементов данных, необходимых во время захода в порт, и стандартизации электронных сообщений, Сборник рекомендаций ИМО облегчает обмен информацией между судном и берегом и совместимость единых окон, снижая административную нагрузку на теплоходы, связанную с оформлением документации», – говорится в заявлении ИМО.
Дальнейшая разработка руководств по цифровизации морских перевозок и портовых операций
Комитет утвердил круг полномочий Корреспондентской группы по разработке руководств по системам электронной подписи и операционным данным порта с целью обмена цифровой информацией. Ей было поручено разработать для последующего рассмотрения на FAL 46 два набора руководств, которые будут способствовать дальнейшей цифровизации морских перевозок и портовых операций:
1) Руководство по аутентификации, целостности и конфиденциальности контента с целью обмена через морское единое окно.
2) Руководство по гармонизации процессов коммуникации и электронного обмена операционными данными для заходов в порт.
Уроки, извлеченные из пандемии COVID-19
Обновленное приложение к Конвенции FAL включает положения, в которых учтены уроки, извлеченные в ходе пандемии COVID-19. В новом разделе, посвященном чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение (ЧСОЗМЗ), документ теперь требует от подписавших его стран и соответствующих государственных органов разрешить судам и портам продолжать работу в полном объеме во время ЧСОЗМЗ, чтобы обеспечивать как можно более полное функционирование глобальной цепочки поставок. Власти обязаны наделять портовых рабочих и членов экипажей статусом ключевых работников, независимо от их национальности или флага судна, когда они находятся на их территории.
Обновление содержит ряд рекомендаций для договаривающихся правительств о наиболее эффективных мерах поддержки беспрепятственной перевозки морских грузов и глобальных цепочек поставок. Помимо рекомендаций национальным властям о недопустимости создания препятствий для передвижения экипажа в целях репатриации, смены экипажа и поездок, приложение также стимулирует распространение информации о вопросах общественного здравоохранения и ожидаемых мерах защиты со стороны операторов судов.
Поправки, касающиеся прибытия и отбытия отдельных лиц, обязывают государственные органы информировать пассажиров о требованиях к вакцинации за достаточное время до отправления, а вакцинаторам необходимо использовать Международное свидетельство о вакцинации или профилактике, чтобы обеспечить единообразие.
Комитет также согласился с тем, что Конвенция FAL должна соответствовать другим инструментам, таким как Международные медико-санитарные правила (ММСП) ВОЗ, особенно в сфере терминологии, используемой в любых чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения.
Борьба с коррупцией в портах во время судозаходов
В обновленном тексте Конвенции предусматривается системный подход к решению проблемы коррупции, возникающей в порту при взаимодействии между судном и берегом. Договаривающиеся правительства теперь должны стимулировать государственные органы к оценке рисков коррупции и их устранению путем разработки и реализации профилактических мер для упрочения честности и неподкупности, повышения прозрачности и улучшения подотчетности.
Кроме того, государственные органы обязаны координировать усилия по выявлению фактов коррупции в портах, их расследованию и наказанию виновных, в том числе в рамках национального и международного сотрудничества.
Комитет также обсудил создание нового модуля GISIS для сообщения о случаях предполагаемой коррупции на море. Была создана корреспондентская группа для рассмотрения этого вопроса с учетом различных нюансов, как юридических, так и финансовых.
Борьба с незаконной торговлей ресурсами дикой природы с участием морских судов
Также в пересмотренном приложении к Конвенции затрагивается проблема незаконной торговли ресурсами дикой природы. В нем говорится о необходимости пересмотра договоренностей и укрепления сотрудничества между судовладельцами и государственными властями для борьбы с подобной незаконной деятельностью в международном морском судоходстве.
Подробные инструкции по предотвращению и пресечению такого рода контрабанды на судах, участвующих в международном морском сообщении, будут обсуждаться на FAL 46. По имеющимся оценкам незаконная торговля дикими животными и растениями – прибыльный международный бизнес, приносящий ежегодно от 7 до 23 миллиардов долларов США.
Оценка эффективности предложенных изменений и дополнений
Комитет утвердил руководство, в котором дает правительствам инструменты для оценки степени имплементации Конвенции FAL в той или иной стране. Государства призывают как можно быстрее сообщить о результатах, полученном опыте и сложностях при его применении. В руководстве предлагается оценивать эффективность двумя способами, оба из которых добровольны:
1) Через анонимные опросы на предмет соблюдения соответствующих административных процедур, проводимые среди сотрудников государственных органов, портов/терминалов, судовладельцев и судовых агентов, имеющих отношение к оформлению и таможенной очистке судов. Их цель – выяснить, в какой степени в портах действительно следуют Конвенции FAL и как относятся к идее создания единого морского окна.
2) С помощью оценочной матрицы сильных и слабых сторон для анализа каждого из стандартов и рекомендуемых практик в Конвенции FAL таким образом, чтобы ответственный государственный орган устранил выявленные недостатки.
Учреждена Межсессионная рабочая группа по MASS
Также Комитет учредил межсессионную рабочую группу по вопросам нормативного регулирования в секторе морских автономных надводных судов (MASS).
Грузовая декларация
На сессии обсудили вопросы, связанные с грузовой декларацией. Была изучена возможность объединения Формы 2 FAL, которая содержит максимально определенный набор данных, с судовым манифестом, на который полагаются сильнее и который включает больше информации. Комитет поручил корреспондентской группе рассмотреть варианты и доложить о результатах на заседании FAL 46.
Определение пассажира
Что касается определения термина «пассажир» для упрощения формальностей, государствам-членам и международным организациям предложили представить свои варианты. В ходе заседания было подчеркнуто, что некоторые определения в Конвенции FAL отличаются от тех, что содержатся в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что было затронуто много важных тем, не в последнюю очередь – вопрос борьбы с коррупцией, очень важный для членов экипажей. Многие моряки в отдельных портах сталкиваются с вымогательствами – от них требуют «подарки» в обмен на услуги. Дело доходит до того, что подчас лоцманское судно даже не подойдет, если на палубе с припасами его не будет ждать человек. При этом в большинстве компаний дача взяток запрещена. Таким образом моряки оказываются между двух огней, вынуждены расплачиваться из собственных средств ради решения проблем и при этом сталкиваются с угрозой увольнения. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы подобным практикам был положен конец.
Источник: www.sur.ru