Охрана в водах Нигерии
Сегодня Гвинейский залив – одно из самых небезопасных для судоходства мест. Именно на него приходится более 95% всех похищений моряков. Вполне естественно, что у многих судовладельцев возникает желание защитить теплоход и экипаж от возможных нападений, наняв вооруженную охрану. Однако в Нигерии это не так просто из-за существующих запретов. В связи с этим компания Risk Intelligence, специализирующаяся на анализе рисков в море, опубликовала руководство, касающееся использования правительственных охранных вооруженных сил для обеспечения безопасности. Отметим, что согласно сообщению клуба взаимного страхования Skuld Club, использование частной вооруженной охраны на торговых судах было прямо запрещено начальником штаба военно-морских сил Нигерии 6 июня 2016 года. Это привело к тому, что ВМС стали заключать договоры о найме с частными охранными компаниями, деятельность которых регулируется Меморандумом о взаимопонимании (МоU) с 2012 года (он был всесторонне пересмотрен в 2016, а затем еще раз в 2019 году). Число таких компаний сегодня достигает 30. Публикация отдельно останавливается на ряде важных фактов о том, как действует эта система. Так, ВМС Нигерии и Агентство по морскому управлению и безопасности Нигерии (NIMASA) – единственные организации в стране, которые уполномочены обеспечивать безопасность в ее территориальных водах и исключительной экономической зоне (ИЭЗ). Юрисдикция нигерийской морской полиции ограничивается защитой портов и внутренних водных путей. Действующие в государстве законы дают NIMASA право заключать с частными компаниями контракты и другие договоренности с целью оказания услуг, связанных с обеспечением безопасности и охраны в территориальных водах и ИЭЗ Нигерии. При этом NIMASA сочтет судно нарушившим закон, если во время нахождения в территориальных водах страны на его борту в качестве охранника или специалиста (консультанта) по безопасности, вооруженного или нет, будет находиться гражданин Нигерии или иностранец, работающий не в рамках договоренностей ВМС с частными охранными компаниями. Такой теплоход может быть задержан властями, а случай будет расследован. Санкции за несоблюдение требований властей включают конфискацию любого имущества, арестованного NIMASA. В случае признания виновным правонарушитель будет обязан заплатить штраф в размере одного миллиона найр (около 2600 долларов США) и/или может быть лишен свободы на срок не более 12 месяцев. Также Risk Intelligence подчеркивает, что при заключении контрактов с частными морскими компаниями логистической поддержки (PMLSC) об оказании охранных услуг на море необходимо обратить внимание на то, чтобы они: – соблюдали положения Меморандума о взаимопонимании в редакции 2019 года; – соблюдали другие правила, о которых говорится в Меморандуме, особенно в отношении регулирования корпоративной деятельности, трудового законодательства, иммиграционных норм (для иностранного персонала) и каботажного судоходства (для конвойных судов, с которыми заключен контракт); – имели надлежащим образом вооруженные конвойные корабли, способные сдерживать нападение с моря, свидетельства для охранных судов, выданные ВМС Нигерии, необходимую страховку; – если участник операции не является участником Меморандума о взаимопонимании, ему также требуется письменное разрешение ВМС Нигерии; – имели целевые стандартные оперативные процедуры, разработанные PMLSC для действий под объединенным с ВМС Нигерии тактическим и оперативным командованием, а также для разрешения потенциальных конфликтов между имеющимися у PMLSC Правилами применения силы (RUF) и Правилами ведения боевых действий военно-морского флота страны, которые всегда превалируют над RUF; – занимались планированием на случай непредвиденных обстоятельств при выходе из строя конвойного корабля или перераспределении персонала военно-морскими силами Нигерии. Risk Intelligence сообщает, что 26 февраля 2021 года на военно-морской базе в Лагосе прошло совещание, на котором обсуждалась ситуация с безопасными районами якорных стоянок (SAA). Дело в том, что когда ВМС Нигерии перестали их охранять, отдельные суда или их группы стали нанимать для своей защиты сторонние охранные корабли. Однако военные не одобряют эти действия, поскольку таким образом создаются неофициальные SAA. В связи с этим охранные или конвойные корабли должны дистанцироваться от сопровождаемых ими судов по прибытии на якорную стоянку либо уведомить военно-морские силы о том, что они прибудут вместе с теплоходом для его охраны как минимум за 5 часов до этого. Тогда они смогут получить разрешение на длительное пребывание на стоянке или поблизости от нее. Максимальная его продолжительность составляет 24 часа. Также ВМС Нигерии заявили, что продолжат обеспечивать суда на якорной стоянке в Лагосе охраной из числа своих военнослужащих, однако их позиция на этот счет постоянно пересматривается. В результате судовладельцы, нанимающие для охраны представителей военно-морских сил, должны полагаться только на их устное подтверждение о том, что просьба будет удовлетворена. К тому же запрос на предоставление охраны может быть отклонен в любой момент без предупреждения. В руководстве также отмечается, что военнослужащие, которые обеспечивают охрану судов в Нигерии, будут проходить обязательный тест на COVID-19. – Безопасность судов в Гвинейском заливе и, в частности, в водах Нигерии, где базируются большинство местных пиратов, – это больная тема для судоходства, – отметили в Российском профессиональном союзе моряков. – Дело в том, что во времена пика нападений у берегов Сомали многие суда шли под присмотром вооруженной охраны, что позволяло обезопасить теплоход и экипаж. Однако в Нигерии невозможна работа частных, не связанных с местными военными, компаний: ведь так судно не сможет зайти в порт, поскольку их присутствие в территориальных водах страны запрещено. При этом, судя по тому, что число похищений в заливе только увеличивается, существующая система работает не очень хорошо, а значительная часть судов остается без защиты.
Источник: www.sur.ru