Пиратство дорого обходится мировой экономике
Морское пиратство уходит корнями в 17-18 века. Согласно историческим данным, в период между 1716 и 1726 годами пираты захватили 2400 судов, т. е. в среднем их жертвами становились 200 судов ежегодно. В наше время, с 2000 по 2004 год, IMB и ICS зафиксировали 920 нападений пиратов на торговые суда в одной только Юго-Восточной Азии. Всего же за этот период во всем мире было совершено 1944 нападений, а к 2008 году среднее количество зарегистрированных атак увеличилось до 358 ежегодно! Эта цифра считается приблизительной, так как многие судовладельцы не сообщают о пиратских атаках на свои суда, поскольку это влечет за собой расходы на расследование инцидентов страховыми компания, а в конечном итоге может привести к увеличению страховых взносов. Согласно различным оценкам и отчетам ICS, IMB и IMO, в 2012 году морское пиратство обошлось мировой экономике в кругленькую сумму – от 5 до 6 миллиардов долларов. Активность морских пиратов особенно возросла за последние 20 лет – по экономическим причинам: поскольку главной целью пиратов была и остаётся лёгкая нажива, а сегодня прибыль пиратов как никогда возросла – вымогаемые у судовладельцев суммы колеблются от 5 до 7 миллионов долларов наличными за каждый инцидент.
Страхование корпуса судна и гражданской ответственности от военных рисков
Андеррайтеры, страхующие корпус судна от военных рисков, предлагают годовые страховые полисы, действующие по всему миру и покрывающие ущерб, причиненный корпусу, машинам и оборудованию (H&M), то есть любой ущерб, причиненный имуществу страхователя в результате военных действий, пиратства, актов вандализма, умышленного повреждения, террористических актов и связанных с ними опасностей.
Несмотря на то, что предлагаемое андеррайтерами страхование корпуса судна от военных рисков предусматривает покрытие 365/24/7 по всему миру, следует отметить, что существуют зоны повышенного риска (HRA), на которые действие полиса не распространяется, если владельцы или фрахтователи судов не платят дополнительную премию за военные риски. Переход судов через зоны повышенного риска (горячие точки) или заход судна в порт в HRA покрывается полисом при условии предварительного уведомления и согласования с андеррайтерами. В этих случаях страховое покрытие предоставляется до тех пор, пока судно остается в HRA и платит дополнительную премию за военные риски, взимаемую из-за повышенной вероятности инцидентов в конкретных территориальных водах.
Области, которые были объявлены Зонами повышенного риска, отмечены Объединенным военным комитетом (JWC) и подлежат регулярному обновлению. Они подразумевают такие риски как военные действия, терроризм, пиратство и связанные с ними опасности. Размеры этих дополнительных страховых премий за военный риск варьируются от одной HRA к другой, они зависят от многих факторов, таких как продолжительность стоянки судна, если таковая имеет место, принятые меры безопасности (например, вооруженная охрана на борту), подвергалось ли судно нападениям ранее, тип, размер судна, высота надводного борта, скорость хода и др. Дополнительные премии за военный риск представляют собой значительные расходы как для судовладельцев, так и для фрахтователей.
Страхование гражданской ответственности от последствий военных рисков предусматривает покрытие гражданско-правовой ответственности судовладельца / менеджера судна перед экипажем застрахованного судна, которые возникают в результате военных действий, забастовок, общественных беспорядков и т. п. И хотя этот полис страхования гражданской ответственности от военных рисков, также, покрывает денежные суммы, уплаченные в качестве выкупа за освобождение экипажа, возвращение груза и / или судна, включая все расходы, понесенные при совершении таких платежей в пределах согласованной страховой суммы, такие платежи могут быть взысканы как убытки от Общей аварии, когда груз остаётся на борту.
Вооруженные ограбления. Страхование от похищения и выкупа (K&R)
Пираты обычно берут суда силой – во время абордажа они применяют оружие, такое как пистолеты, винтовки, РПГ (гранатометы). Они похищают членов экипажа и держат их в заложниках, требуя у судовладельцев выкуп в обмен на возвращение судна и освобождение экипажа. Если на борту был груз, то и за его возвращение пираты могут потребовать выкуп.
Пиратство с точки зрения Международной группы клубов взаимного страхования IG P&I
Члены Международной группы клубов взаимного страхования для своих полисов не имеют отдельного определения пиратства или оговоренного исключения риска пиратства, поэтому ответственность перед третьими лицами, засстрахованная Клубами, включает случаи пиратства. Эта ответственность, вероятнее всего, будет включать травмы (ранения) членов экипажа, гибель людей, болезни, репатриацию и смену экипажа, медицинское лечение или консультации психолога, утрату личных вещей, загрязнение окружающей среды, удаление обломков кораблекрушения, ответственность за груз, общие убытки по аварии (GA).
Стоит отметить, что ответственность перед третьими лицами, возникающая в случае пиратского нападения, которую покрывает полис P&I страхования корпуса судна от военных рисков и полис страхования корпуса судна от военных рисков андеррайтеров, могут частично перекрывать друг друга.
Однако закон не обязывает судовладельца платить выкуп. Следовательно, членские клубы IG P&I не участвуют в сумме выкупа, за исключением случаев, когда действует оговорка на основе «ex gratia» – платеж, осуществленный вне законных обстоятельств.
Еще одна точка зрения
Поскольку нападения сомалийских пиратов стали реальной угрозой в первую декаду 21 века, некоторые андеррайтеры Lloyd’s и в Европе предоставляли специальные страховые полисы Marine K&R (похищение и выкуп на море), иногда с условием, что застрахованное судно будет охранять частная военно-охранная компания (ЧВОК), т. е. на борту во время перехода через зону повышенного риска будет находиться группа, состоящая из 3-4 вооруженных охранников, а также, по возможности, будут приняты другие защитные меры (например, колючая проволока, цитадель и т. п.).
Что касается HRA, то в настоящее время наибольшее беспокойство вызывают воды Аденского залива, Оманского залива, Йемена, Нигерии, Гвинейского залива и Венесуэлы.
По данным IBM, в целом в мире количество пиратских нападений на торговые суда в 2018 году увеличилось, особенно в Западной Африке. Центр сообщений о пиратстве (PRC) IMB зарегистрировал 201 акт морского пиратства и вооруженного разбоя в 2018 году, тогда как в 2017 году таких происшествий быор всего 180. Гвинейский залив по-прежнему представляет серьезную опасность для моряков, в последнее время там участились случаи похищения членов экипажа с целью выкупа.
Тем не менее, не все страховщики рисков K&R требуют присутствия вооруженной охраны на борту страхуемых ими судов, при этом менеджеры судов должны представить подтверждение того, что они проявили должную осмотрительность и приняли соответствующие меры по защите судна от проникновения пиратов на борт.
Безопасность морских перевозок имеет огромное значение, при этом самая предпочтительная стратегия – это предотвращение и профилактика рисков наряду с принятием необходимых превентивных мер, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Колючая проволока, пожарные шланги, дежурные наблюдатели с ИК-биноклем в ночное время, оборудованная цитадель, соблюдение рекомендаций BMP и контакт с военно-морскими силами в регионе – возможность сделать рейс безопасным .
Источник: www.sur.ru