Каждая ошибка может стать критической
Закрытые помещения на судне ежегодно уносят жизни моряков, несмотря на огромное количество правил, которые регулируют вход в них, и учения, ставшие в 2015 году обязательными. Причем число смертей временем не уменьшается, а только растет: за последние 16 месяцев в закрытых помещениях погибло 28 человек, в то время как за предыдущие 20 лет – 145. Опасность входа в закрытые помещения понимает большинство членов экипажей и береговых работников, однако проблема не уходит. Нередки случаи, когда к трагедии приводит отсутствие полноценного контроля за уровнем кислорода в замкнутом пространстве.
Так, судно под грузом кукурузы после шести недель в рейсе прибыло в порт выгрузки. Трюма № 3 и 4 были открыты. Береговой менеджер измерил содержание кислорода в трюме № 4 и подтвердил, что оно соответствует норме. После этого на сходный люк с крышкой он повесил знак с надписью «Проверено – все в порядке». До того, как он успел измерить содержание кислорода в трюме № 3, его позвали для обсуждения деталей разгрузки.
Тем временем на борт поднялся зерновой инспектор и последовал к трюму № 3 для измерения температуры груза. Он спустился по вертикальной лестнице, а затем воспользовался винтовой. Оказавшись внутри трюма с кукурузой, инспектор потерял сознание. Вскоре его обнаружил стивидор, поднявший тревогу. Пока члены команды готовились к спасательной операции, береговой менеджер установил, что уровень кислорода составляет 12%. К несчастью, помочь инспектору экипаж не смог: когда спасательная команда подняла его на палубу, пострадавший уже скончался.
К этому привел ряд ошибок, которые, каждая по отдельности, могли бы остаться просто небольшими недочетами, но все вместе привели к непоправимому. Так, даже если люк трюма открыт, сходный люк с крышкой должен быть герметично закрыт, чтобы туда никто не зашел. До этого компетентный проверяющий должен осмотреть трюм и подтвердить, что атмосфера внутри не представляет опасности.
При этом входить в закрытое помещение можно только после подтверждения безопасного уровня кислорода, и даже если помещение осмотрели и одобрили его состояние, внутри нужно иметь с собой газоанализатор. За тем, чтобы никто не зашел внутрь замкнутого помещения без предосторожностей, должен следить специально назначенный человек. Важно досконально соблюдать правила вхождения.
Отметим, однако, что наличие четких правил, регулирующих вход в закрытые помещения – это не панацея от всех бед, а, может быть, даже часть проблемы. Так, в 2018 году Intermanager задал 5000 морякам вопрос: «Почему вы убиваете себя в закрытых помещениях?». Самый популярный ответ – большое количество противоречащих друг другу инструкций. Ведь в каждой компании разработана своя система управления безопасностью (SMS), и нередко моряки могут просто запутаться в большом объеме информации. Кроме того, часто члены экипажей жалуются на непродуманное и небезопасное проектирование закрытых помещений, формальный подход к обучению, отсутствие культуры безопасности и коммерческое давление, которое заставляет членов экипажей спешить при выполнении задач в закрытых помещениях.
– Конечно, правила важно соблюдать, но морской отрасли стоит взглянуть на проблему шире: она заключается не только в ошибках конкретных моряков и пресловутом человеческом факторе, но и, в частности, является плодом не приспособленных должным образом для работы человека помещений, что нужно учитывать еще на этапе строительства судна, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – К сожалению, сегодня, когда многие моряки остаются на борту после завершения первоначального срока контрактов, а некоторые – уже больше года, особенно опасно, что из-за неминуемого снижения уровня внимания и усталости моряки невольно начнут пренебрегать многими правилами и даже здравым смыслом, ставя свою жизнь под угрозу, в том числе при входе в закрытые помещения. РПСМ призывает членов экипажей не терять бдительности даже в этих тяжелых условиях.
Источник: www.sur.ru