Жертвами коррупции становятся моряки
Сегодня, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году и отмечающийся с 2004 года. Как отметил генеральный секретарь Международной морской организации Китак Лим, в морской отрасли риск коррупции довольно высок, но ИМО ищет решение: Комитет по упрощению формальностей (FAL) в настоящее время работает над разработкой руководства с практиками и процедурами, которые помогут побороть взяточничество.
«Судоходство – это часть жизненно важной многонациональной транспортной и логистической цепи, которая ежегодно доставляет 11 миллиардов тонн грузов – в том числе необходимые во время пандемии лекарства и защитные средства, – отметил генеральный секретарь ИМО. – Тем не менее исследования показывают, что моряки могут становиться жертвами коррупционных требований, таких как незаконные запросы о выплатах, благодаря которым судно сможет зайти в порт или выйти из него, или несоразмерные наказания за небольшие ошибки».
Все это приводит к сбоям в нормальном ходе операций, задержке судов, а также создает риск для навигационной безопасности и безопасности моряков. Через анонимный механизм сообщений Морской антикоррупционной сети (MACN) было подано около 40 000 описаний случаев коррумпированных требований по всему миру, что не может не вызывать беспокойства.
Разрабатываемое Комитетом МОТ по упрощению формальностей руководство, которое обратится к вопросам взаимодействия судно/порт, по задумке должно положить конец коррупционным практикам, которые препятствуют законному судоходству и ведут к ущербу для торговли и инвестиций.
«Побороть коррупцию – это вызов для всех нас, – отметил генеральный секретарь ИМО. – Мы не должны допустить, чтобы кризис COVID-19 стал оправданием отсутствию бдительности. Морская отрасль будет служить основой для восстановления после пандемии коронавируса – восстановления, которое должно быть инклюзивным, устойчивым и добросовестным. В Международный день борьбы с коррупцией мы «Объединены против коррупции» (#UnitedAgainstCorruption)».
Отметим, что под хэштегом #UnitedAgainstCorruption в социальных сетях выступили и другие организации ООН. Тема дня в этом году – «Восстанавливать добросовестно», которая подчеркивает особую важность принципов честности при предстоящем «оздоровлении» после коронавируса, которое предстоит всем странам мира.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что в первую очередь от коррупции в портах страдает не абстрактная мировая торговля, а члены экипажей. Так, например, в начале прошлого года Международный исследовательский центр моряков (SIRC) в Кардиффе поговорил с моряками на эту тему. Они не только рассказали о множестве случаев, когда за выполнение услуг от них требовали «подарки» и взятки, но и подчеркнули, что такое положение дел ставит их в тупик: вымогательские требования в портах входят в прямое противоречие с нормой, запрещающей в большинстве компаний дачу взяток из средств судна.
«Мы загнаны в угол и не знаем, откуда брать эти деньги, а запросы иногда могут быть просто огромными, – рассказал один из членов экипажа. – Поэтому нам приходится использовать средства, предназначенные на социальные нужды моряков. Если бы они у нас были, мы бы потратили их на развлечения – теннисный стол, ракетки, телевизор, музыкальное оборудование – то, что могло бы помочь снять стресс. Мы приперты к стенке – нам не позволяется «дарить» что-то, но от нас этого ожидают. Если в компании узнают о том, что мы давали взятку, могут последовать увольнения, но если что-то плохое случится из-за того, что мы не вручили «подарок» – кто-то тоже может лишиться работы». Более того, подчас взятки приходится давать из собственного кармана, чтобы избежать задержек.
– Поэтому очень важно найти эффективный метод борьбы с коррупцией в судоходной отрасли, – отметили в РПСМ. – У таких преступлений есть жертвы, и это – моряки.
Источник: www.sur.ru