Что грозит экипажу за нелегалов на борту?

Что грозит экипажу за нелегалов на борту?

Если нелегальные пассажиры прячутся в контейнерах, автомобилях или других типах грузовых единиц, а затем загружаются на судно, отправляющееся в длительный рейс, то их  могут обнаружить. Любые обнаруженные на борту нелегальные пассажиры — незаконным образом проникшие на борт лица — должны быть помещены в безопасные помещения, по возможности под охраной, и обеспечены питанием и водой. Самих нелегальных пассажиров, а также место, где они были обнаружены, следует обыскать с целью поиска документов, удостоверяющих их личность. Если нелегалов несколько, их следует разместить в отдельных помещениях. Капитан и экипаж должны действовать твердо, но гуманно. Независимо от того, насколько серьезные неудобства нелегальные пассажиры создают для капитана, экипажа и судовладельца, необходимо отнестись к ним  по-человечески. При необходимости, капитан и экипаж, также, должны предоставить нелегальным пассажирам медицинскую помощь.

Можно ли привлекать к работе на судне нелегальных пассажиров?
Запрещается использовать труд нелегальных пассажиров на борту, поскольку они не имеют соответствующей  подготовки и могут представлять угрозу безопасности судна. К тому же, если поручить им выполнение работы, они будут подвергаться повышенному риску травм, а это может повлечь за собой медицинские расходы, компенсации и иски по заработной плате, что вызовет дополнительные проблемы в процессе репатриации.

Что произойдет в случае смерти нелегального пассажира на борту ?
Если во время рейса нелегальный пассажир  скончается, портовые власти в следующем порту захода совместно с представителями соответствующего посольства решат, как действовать дальше. На этот случай в разных странах предусмотрены разные процедуры, поэтому капитанам рекомендуется следовать инструкциям местных властей.

Все жизни важны — преступления, совершенные членами экипажами
Случаи жестокого обращения или даже убийства обнаруженных на борту нелегальных  пассажиров привели к тому, что Международная морская организация приняла правила, применимые ко всем портам во всех странах. Однако в отрасли не всегда соблюдают эти правила: слишком часто нелегалов бросали – и до сих пор бросают – за борт в бочках или ящиках с небольшим количеством еды и воды, оставляя этих людей на произвол судьбы.

В 1990 году старший помощник  и члены экипажа MC Ruby, которые сейчас  отбывают пожизненное заключение,  были признаны виновными в убийстве восьми африканцев — нелегальных пассажиров, тела которых они выбросили в море. Их преступление раскрыл Кингсли Офосу, единственный оставшийся в живых нелегал, который прятался на борту, пока судно не пришвартовалось. Суд тщательно расследовал действия судовладельца, чтобы решить, можно ли привлечь его к субсидиарной ответственности за поведение капитана и экипажа. Если бы имелись какие-либо доказательства того, что судовладелец поощрял или санкционировал такое обращение, суд мог мог принять надлежащие меры и против него тоже.
В апреле 2020 года капитан балкера MV Top Grace признался в непредумышленном убийстве: он выбросил за борт двух нелегалов-танзанийцев, которые смогли доплыть до берега через кишащие акулами воды и выжили.

Почему капитаны и члены экипажей совершают эти преступления?
Высадка нелегальных пассажиров — это долгая процедура, которая включает в себя проверки, расследования, допросы членов экипажа, кучу документов и прочее. Кроме того, как это было в случае с  судном Nave Andromeda, некоторые страны не разрешают высаживать нелегалов в своих портах. Для членов экипажа обнаружение нелегальных пассажиров на борту означает, что они неизбежно понесут вину за то, что не приняли должных мер безопасности по недопущению проникновения на борт посторонних, а  для капитана это означает, что компании или судовладельцу придётся нести все расходы по депортации.

Каковы правила ИМО в отношении нелегальных пассажиров?
В 1965 году ИМО приняла Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (FAL Convention). Основная цель этой  Конвенции состоит в том, чтобы предотвратить ненужные задержки в морском судоходстве, способствовать сотрудничеству между правительствами и добиться единообразия правил, относящихся к этой области морского права. Несколько инцидентов с участием нелегальных пассажиров, мигрантов и беженцев побудили ИМО в ноябре 2001 г. принять резолюцию о пересмотре мер безопасности и процедур обращения с людьми, спасенными на море, включая нелегалов, обнаруженных на борту. За последние годы были внесены дополнительные поправки, в которые  добавлены новые стандарты и рекомендации в отношении обращения с нелегальными пассажирами  на борту. Цель этих поправок и дополнений — гарантировать безопасность и человеческое обращение с нелегальными пассажирами на борту судов в течение всего времени их пребывания на борту —  до момента их доставки в безопасный порт.

В соответствии с измененной  Конвенцией по облегчению международного морского судоходства , перечень минимальных мер безопасности и организации охраны судна, которые необходимо принять, выглядит следующим образом (не является окончательным или исчерпывающим):

Со стороны судовладельца:
Убедитесь, что на каждом  судне имеются  официальные планы по предотвращению проникновения на борт посторонних лиц, кроме того,  перед тем. Как судно покинет порт, где существует высокий риск посадки на борт посторонних лиц, необходимо провести досмотр судна по поиску нелегальных пассажиров. Эти требования не распространяются на пассажирские суда.
Все двери, люки и другие места доступа к судну должны быть заперты в течение всего времени, пока судно стоит в порту.
Количество мест доступа на судно необходимо свести к минимуму и убедиться, что они охраняются.
Возможные места проникновения на борт судна со стороны моря, также, должны находится под охраной.
Организовать наблюдение за палубой.
Поддерживать достаточное освещение ночью; как внутри, так и вдоль корпуса.
Вести журнал регистрации лиц, садящихся на судно и высаживающихся с судна.
Иметь в наличии и поддерживать в рабочем состоянии  надлежащие средства связи.

Администрация порта / терминала
Патрулирование портовых территорий
Организуйте охраняемую площадку/помещение  для складирования различных видов грузов, внутри которых  могут попытаться спрятаться нелегальные пассажиры.
Организуйте наблюдение за людьми, входящими в вышеуказанную зону, и грузами, которые туда поступают.
Договоритесь со стивидорной компанией о составлении списка сотрудников, которые имеют допуск к этим помещениям.

Ответственность капитана
Капитан должен проинформировать  администрацию государства флага, власти следующего порта захода и портовые власти об обнаружении нелегального пассажира на борту.
Установить личность и национальность нелегального  пассажира.
Принять надлежащие меры для того, чтобы здоровью, благополучию и безопасности нелегального пассажира ничего не угрожало -вплоть до момента депортации.

Государство флага судна
Содействовать капитану и администрации порта в оформлении документации для высадки нелегального пассажира.
Выделить представителя для взаимодействия с соответствующими органами для оказания помощи в депортации в следующем порту захода.
Оказывать содействие капитану, судовладельцам и администрации порта в планировании депортации и репатриации.

Страна первого порта захода  после обнаружения нелегального  пассажира на борту
Принять нелегального пассажира для проведения расследования в соответствии с местным законодательством.
Разрешить высадку на берег за счет судовладельца и агента.

Страна, в порту которой нелегальный пассажир проник на борт
Принять любого такого человека, если он является её  гражданином.
Если нелегальный пассажир обнаружен в порту, где он / она проник на борт судна, то он / она должен быть задержан без предъявления обвинений судовладельцу или агенту.

Страны, через которые нелегальный пассажир следует транзитом при возвращении на родину
Выдать  нелегальному пассажиру разрешение на получение визы для транзита через их порты или аэропорты.

Как отмечают в Российском профессиональном союзе моряков, нелегалы давно стали «головной болью» судоходства. Нелегальная миграция уже давно вошла в семерку главных рисков на море наряду с пиратством и контрабандой. Сегодня это особенно животрепещущий вопрос для Западной Африки, Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Доминиканской республики. Морякам остается только одно – тщательно осматривать судно перед выходом из порта, а уж если все-таки нелегалам удалось проникнуть на борт, сразу оповестить об этом соответствующие инстанции и позаботиться, чтобы их пребывание на борту не несло угрозы экипажу.

Источник: www.sur.ru