Нет искры без огня
Пожары на борту – дело, к сожалению, нередкое. Новости о новых происшествиях появляются регулярно: например, статистика говорит о том, что в среднем каждые шестьдесят дней происходит пожар на контейнеровозах, виной чему часто бывает неверно задекларированный опасный груз. Однако возгорание возможно на любом судне, причем причина может быть, казалось бы, незначительной, а последствия – самыми трагичными.
Так, пожар на борту привел к гибели механика. Происшествие случилось во время обычной эксплуатации судна, машинное отделение находилось на безвахтенном режиме, хотя ремонт требовал присутствия механиков. В практике на данном теплоходе не использовалось штатная сигнализация. Для поддержания контакта была разработана специальная система связи между дежурным механиком и мостиком. В течение нескольких лет частота связи сократилась до такой степени, что механик машинного отделения мог работать в течение нескольких часов без связи с остальной частью экипажа.
В день происшествия вахтенный механик выполнил требующиеся рабочие задачи и попытался произвести ремонт в машинном отделении. О своем намерении он не сообщил ни вахтенному помощнику, ни старшему механику. Обнаружив утечку топлива на трубопроводе низкого давления возвратной системы главного двигателя, он решил, что сможет осуществить временный ремонт без остановки машины, подготовил инструменты и приступил к работе. Тогда стало очевидным, что для доступа к утечке ему потребуется снять опорный кронштейн трубы. Трубопровод проходил под плитами машинного отделения. При осмотре оказалось, что труба, кронштейн и крепежные болты находятся в плохом состоянии. Чтобы снять кронштейн, он решил демонтировать опору с помощью переносной шлифовальной машины.
Для продолжения ремонта механик спустился в льяльный колодец, чтобы получить доступ к кронштейну. Топливо в это время текло из трубы и попадало на окружающие предметы и комбинезон механика. Образовавшиеся во время работы с болгаркой сделали свое дело: комбинезон механика загорелся и спровоцировал пожар в машинном отделении. Моряк погиб, а судно находилось в ремонте более года.
Наверное, самый важный урок, который можно вынести из этой ситуации, в том, что работа в одиночку в машинном отделении крайне опасна. В частности, в Кодексе безопасной рабочей практики для моряков торгового флота (COSWP) подчеркиваются меры предосторожности при работе на судах с безвахтенным обслуживанием, которые включают регулярную связь с вахтенным помощником. COSWP также детализирует требования к техническому обслуживанию, включая необходимость проведения оценки рисков. В нем подчеркивается необходимость информирования вахтенного помощника при работах в машинном отделении, которые могут повлиять на работу судна.
Также важно, что хотя обрезка и шлифовка абразивными дисками не специфически идентифицированы как горячая работа, при них появляются искры, способные воспламенить горючие материалы.
Еще одна проблема была в том, что, как и на многих судах, труба низкого давления проходила под плитами машинного отделения и, следовательно, редко осматривалась. В то время как Циркуляр IMO MSC.1 / Circ.1321 (документ, направленный на снижение риска пожаров в насосных и машинных отделениях) рекомендует проверку всех компонентов топливной системы низкого давления раз в полгода.
Российский профессиональный союз моряков призывает членов экипажей всегда в первую очередь думать о собственной безопасности и не предпринимать действий, которые могут причинить вред здоровью, тем более – не предупредив никого из коллег. После долгих месяцев работы без отдыха опасность уже не воспринимается так остро – и в этом дополнительная опасность текущего кризиса смены экипажей. Поэтому всегда нужно стараться максимально сохранять бдительность, даже когда ситуация кажется вполне рядовой.
Источник: www.sur.ru