Иностранные экипажи могут меняться в российских портах: страна обеспечит ротацию моряков любой национальности
Согласно распоряжению российского правительства № 2338-р, подписанного 12 сентября 2020 года, членам экипажей морских и речных судов, находящихся в российских портах, разрешается въезд в страну и выезд из нее. В тексте документа отмечено, что «специалистам разрешено использовать для передвижения автомобильный, воздушный, железнодорожный и морской транспорт».
Напомним, что в связи с закрытием границ и отменой авиарейсов многими государствами возникли проблемы в организации ротации судовых команд: долгое время практически невозможно было сменить членов экипажей, чьи трудовые контракты истекли, а также обеспечить посадку на судно их коллег, готовых принять вахту. Россия не стала исключением: в портах страны могла осуществляться смена исключительно национальных экипажей при выполнении соответствующих карантинных требований. По данным Международной ассоциацией судовых менеджеров – InterManager, на 9 сентября 2020 года по всему миру удалось сменить 69 506 моряков из порядка 600 000 общего количества членов экипажей торговых судов, которые продолжают оставаться на борту дольше, чем оговорено в их контрактах. В июле эта цифра составляла 41 258 моряков или 10,3% от общего количества тех, кто оставался в рейсе.
Сегодня ситуация со сменами экипажей хоть и медленно, но меняется, и в том, что теперь и иностранные экипажи судов, заходящих в российские порты, могут сойти с борта, и их сменят также иностранные моряки – огромное достижение, в котором большую роль сыграл Российский профсоюз моряков.
– С самого начала пандемии проблемы начались повсюду. В российских портах смена иностранных моряков стала невозможна, да и с российскими экипажами в отсутствии общих требований, установленных Роспотребнадзором, все было очень непросто. Это не позволяло оперативно и с соблюдением всех необходимых мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции производить смены экипажей судов, – говорит председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков, – поскольку региональные управления Роспотребнадзора устанавливали собственные чрезмерные требования, выходящие за пределы общих, принятых на федеральном уровне, к профилактике коронавирусной инфекции.
Практически сразу РПСМ начал получать жалобы от членов экипажей, когда морякам запрещали сход с судна с истекшими трудовыми договорами, обязывая проходить 14-дневную изоляцию непосредственно на борту, а не по месту жительства или в обсерваторе. Моряки сообщали, что к ним применялись требования, установленные для лиц, работающих вахтовым методом, то есть их обязывали пройти двухнедельную изоляцию и наблюдение в обсерваторе перед посадкой на судно. При этом вахтовый метод организации работ не имеет отношения к труду моряков. Кроме того, основная проблема заключалась в том, что границы России долгое время были закрыты, а спустя время открылись лишь с несколькими странами.
Учитывая это, члены Российской трехсторонней комиссии, включая Федерацию профсоюзов работников морского транспорта, членской организацией которой является РПСМ предложили Роспотребнадзору, Министерству транспорта РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработать предложения и принять меры по организации беспрепятственных смен членов экипажей морских судов в российских портах, проезда между субъектами Российской Федерации и пересечения государственной границы.
В Российском профсоюзе моряков рассчитывают, что распоряжение Правительства РФ позволит обеспечить возможность смены российских и иностранных экипажей судов и в кратчайшие сроки вернуть процесс ротации в российских портах на докризисный уровень.
Источник: www.sur.ru