Реальное лицо упрощения смены экипажей
Большая часть из тринадцати государств, которые в ходе недавнего Международного морского саммита обязались положить конец кризису смены экипажей и упростить ротацию моряков, не имеют процедур оформления поездок, медико-санитарных и иммиграционных процедур, которые помогут с легкостью добиться упрощения ротации моряков, – отмечает Lloyd’s List. Судовые операторы в первую очередь нацеливаются на те страны, где репатриация и заход членов экипажей на борт связаны с меньшей бумажной волокитой и бюрократическими препонами. Наиболее популярными точками стали пять стран, чаще всего судовладельцы для смены выбирают Великобританию и Соединенные Штаты Америки.
Напомним, что 9 июля министры 13 из 15 стран, присутствовавших на Международном виртуальном саммите, организованном Великобританией, обязались признать моряков ключевыми работниками, сделать для них исключения из ограничивающих передвижение правил и решить проблему смены экипажей. Среди них были Дания, Франция, Германия, Греция, Индонезия, Нидерланды, Норвегия, Филиппины, Саудовская Аравия, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
На сегодняшний день в связи с пандемией в отрасль испытывает настоящий кризис смены экипажей, из-за которого сотни тысяч моряков не могут вернуться домой. Судовладельцы, особенно те, в распоряжении которых совсем небольшой флот или одно судно, рассказывают, что их буквально ошеломила бюрократия, непоследовательность и препятствия в смене экипажей после того, как пандемия привела к закрытию границ и остановила большинство международных рейсов.
– На борту наших судов есть экипажи, сроки контрактов которых истекли более трех месяцев назад, и это очень нездоровая ситуация, – рассказал один поставщик морских вспомогательных услуг. – Мы пытались связаться с соответствующими посольствами, чтобы узнать, есть ли какие-то планы по эвакуации в эти страны, но безрезультатно.
Оценки варьируются, однако в настоящее время от 200 000 до 300 000 членов экипажей застряли на судах и не могут сойти на берег из-за закрытия границ в связи с борьбой с пандемией коронавируса. Вместе с тем количество денег и усилий, которые требуются на соответствие вечно меняющимся правилам и расписаниям авиарейсов, также растет.
Помимо Великобритании и США, Франция, Германия и Нидерланды также стали известны как страны, в которых смена экипажей происходит с наименьшими препятствиями. В Дании тоже немного ограничений, однако пока границы закрыты, отсюда нет регулярных рейсов в государства, где проживает большинство моряков.
Не все подписавшиеся страны могут похвастаться и этим. Так, Саудовская Аравия, которая присутствовала на саммите и подписалась под выпущенным заявлением, несмотря на это остается закрытой для репатриации. Объединенные Арабские Эмираты также все еще имеют ограничения, которые при этом, по признанию портовых агентов и операторов судов, являются очень запутанными. Так, местные иммиграционные и портовые власти подвергались критике за непоследовательную визовую политику и различные исключения.
По состоянию на 14 июля исключительно из устного общения судовых операторов с различными властями следовало, что смены экипажей возможны в портах Дубай, Порт Рашид, Джабаль-Али, DMC и сухом доке Дубай. Отметим, что только в конце прошлой недели Дубай официально разрешил смену экипажей. До этого на протяжении недель морякам не дозволялось въехать в страну, чтобы подняться на борт судна, несмотря на наличие руководства, в котором говорилось, что это возможно, и того, что в страну пускали туристов.
При этом большая часть государств, являющихся родиной значительной части моряков, – таких как, в частности, Россия, Китай и Украина – вообще не принимали участия в прошедшем 9 июня морском саммите. Этот факт добавляет сомнений в том, что дипломатическая демонстрация единства действительно положит конец сложностям со сменой экипажей.
В связи с этим Балтийский и международный морской совет (BIMCO) заявил, что правительствам необходимо активизироваться и работать над поиском решения вместе: «Отсутствие на встрече многих ключевых стран международного сообщества подчеркивает явное безразличие некоторых государств к кризису смены экипажей и недостаток понимания критической роли, которую моряки играют в международной торговле», – заявил генеральный секретарь Дэвид Лузли. Совет также обеспокоен отсутствием временных рамок для подписавшихся стран и тем, что закрытые границы, кажется, сделали мысли властей ограниченными.
В общем, по состоянию на 14 июля, в портах стран, подписавшихся под заявлением сделать моряков ключевыми работниками и облегчить процесс репатриации, сложилась следующая ситуация:
Великобритания – смена экипажей возможна при условии одобрения, некоторые порты и терминалы закрыты.
Дания – смена экипажей возможна несмотря на то, что границы закрыты. Проблема – в ограниченном количестве транспорта и авиарейсов.
Франция – смена экипажей возможна при наличии уведомления за 72 часа, в которое входит предоставление свидетельства о прохождении судном санитарного контроля, полного комплекта проездной документации, письма от компании и других документов.
Германия – смена экипажа возможна, тестирование на коронавирус не проводится при отсутствии симптомов, однако перед посадкой на судно невозможно размещение в отеле, необходимы подтвержденная информация об авиарейсах, прямая транспортировка до судна.
Греция – смена экипажа для моряков, не являющихся гражданами Евросоюза, возможна с 1 июля только при условии вылета в тот же день а страну проживания.
Индонезия – списаться с судна можно только в некоторых портах, при посадке необходимо пройти тестирование.
Нидерланды – смена экипажей возможна, однако необходимо иметь действующую шенгенскую визу (что трудноосуществимо, поскольку в настоящий момент консульства закрыты – значит, виза должна остаться с допандемийных времен). Останавливаться в отеле нельзя ни перед заходом на борт, ни после схода на берег.
Норвегия – смена экипажей позволена несмотря на ограничения на перемещение для иностранцев, однако необходимо провести 10 дней в карантине перед въездом в страну.
Филиппины – не допускаются иностранные моряки, при списании с судна необходимо пройти тестирование и 14 дней карантина. В провинции Себу смениться невозможно из-за увеличения числа заболевших.
Саудовская Аравия – смены запрещены, границы закрыты.
Сингапур – смены могут происходить только при особых обстоятельствах, если моряки не могут сразу проследовать на рейс и должны быть размещены в предписанном изоляторе. Необходимо уведомление за 14 дней.
ОАЭ – 15 июля стало известно, что в Дубае официально возможна смена экипажей. Морякам, заходящим на борт, необходимо иметь при себе визу моряка и результаты теста на коронавирус (действительны на протяжении 96 часов) при прибытии в аэропорт. При списании моряк не может оставаться в отеле, если у него нет отрицательного результата теста.
США – смены происходят на индивидуальной основе в нескольких портах, в последнее время часто – в порту Хьюстон. Моряки должны прилететь в один из 13 аэропортов, где проводятся тесты на коронавирус. Процесс проходит легче, чем во многих странах, а следующим домой членам экипажа не нужно проходить тестирование.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что ситуация с репатриацией меняется буквально каждый день и не всегда в лучшую сторону, несмотря на то, что все морское сообщество сходится во мнении о необходимости максимально упростить смену экипажей. «Главная проблема – это нежелание правительств по всему миру взглянуть правде в глаза и признать, что без моряков невозможна мировая торговля, а сами моряки не могут бесконечно работать в ожидании, когда пандемия закончится – это нарушение их прав, которое, к тому же, подрывает безопасность судоходства», – считают в РПСМ.
Источник: www.sur.ru