Карантин для моряков. Когда разрешат вернуться домой?
Из-за пандемии коронавируса многие моряки вынуждены оставаться в море дольше срока, предусмотренного их контрактами, и не могут вернуться домой. Замена экипажей необходима, но затруднительна. Когда ситуация изменится?
Россиянин Андрей, помощник капитана, вместо прописанных в контракте трех месяцев находится в море уже пять. Из-за пандемии коронавируса на его судне с начала марта не происходила смена экипажа. Чтобы остановить распространение болезни, многие страны закрыли границы, а авиалинии приостановили полеты. О моряках, которые перевозят более 80 процентов товаров и грузов в мире, в этой ситуации, похоже, просто забыли.
По оценке Международной морской организации, около 300 тысяч моряков по всему миру не могут поменяться: половина «застряла» на судах в море, а другая половина – на суше. В середине месяца страны ЕС начали понемногу открывать границы, но случаи ротации моряков все еще единичны и связаны с большими логистическими сложностями.
Единственный путь домой – через Беларусь
Из-за закрытых границ и ограниченного авиасообщения особенно сложно меняться российским морякам. Например, член экипажа, живущий во Владивостоке и списавшийся с судна в Японии, должен был лететь из Токио в Амстердам, из Амстердама в Минск, потом добираться на такси в Москву и уже из Москвы на самолете во Владивосток.
Для большинства российских моряков, работающих в иностранных судоходных компаниях, репатриация через Беларусь, где нет связанных с пандемией ограничений – чуть ли не единственный путь домой.
– Поедешь ли ты домой или нет – решается в самый последний момент, – рассказывает Андрей. – Даже если все сложится удачно, твоему сменщику еще необходимо сдать экспресс-тест на COVID-19 уже непосредственно в порту, где он должен тебя сменить, чтобы убедиться, что он не заразился по пути из дома.
Из-за карантина морякам не оказывают медицинскую помощь
В Международной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве прописаны основополагающие права моряков, в частности то, что максимальный срок службы на борту составляет 12 месяцев. Кроме того, документ предполагает безусловное право на списание с судна и оказание медицинской помощи там, где это возможно, по первому требованию. «Эта конвенция сейчас нарушается всеми без исключения, прежде всего государствами, под чьим флагом ходит теплоход», – рассказывает председатель Российского профсоюза моряков (РПСМ) Юрий Сухоруков.
По его словам, с началом пандемии количество обращений в профсоюз выросло в три раза. Часто обращаются моряки, у которых на борту возникли проблемы со здоровьем – это и инсульт, и сильная зубная боль, и травмированные руки и ноги. Многие порты отказываются их принимать, ссылаясь на закрытые границы и карантин.
Чтобы добиться оказания медицинской помощи, РПСМ приходится пользоваться дипломатическими каналами или связями с местными профсоюзами. «Пока случаев, чтобы люди умирали, не было, – признается Юрий Сухоруков. – Но это вполне реально».
Длительное нахождение в море может обернуться трагедией
Не только физическое, но и психическое здоровье моряков вызывает тревогу. «То, что тысячи моряков находятся в море много месяцев в сочетании с теми задачами, которые они выполняют, влияет и на физическое, и на психическое состояние, стремительно увеличивает риск морских аварий и катастроф», – считают в РПСМ.
В одном из обращений, которые недавно получил профсоюз, капитан судна пишет, что на восьмом месяце работы не чувствует в себе уверенности продолжать командовать, что у него начались панические атаки, проблемы со сном, фантомные боли. «В таком случае нужно человека немедленно репатриировать, потому что невозможно доверять ему жизни и здоровье членов экипажа», – говорит Сухоруков.
– Люди уставшие, в депрессии, подавлены из-за того, что непонятно, когда их спишут на берег», – рассказал капитан другого судна, которое сейчас находится у берегов Южной Кореи. Он сам на борту уже восьмой месяц, но некоторые моряки «сидят больше года и очень просятся домой».
«Уже хочется в море»
Те моряки, которых пандемия застала на берегу, своим коллегам не завидуют, но и дома сидеть уже не могут. Многие из них работают по контракту, а значит, во время нахождения на суше ничего не зарабатывают. Выплаты по кредитам и ипотеке при этом никто не отменял.
Некоторые компании предоставили возможность брать аванс в зависимости от должности и зарплаты. Один из моряков – старший помощник капитана – рассказал, что ему предоставили аванс в 1300 долларов в месяц, который потом нужно будет отработать. «Уже хочется в море, самое сложное – это неизвестность, – говорит он.
Кроме того, каждые пять лет моряки должны подтверждать свою квалификацию и проходить различные курсы в специализированных морских тренажерных центрах. Для тех, кто сейчас в море, действие дипломов и свидетельств продлили до конца календарного года, а вот те, кто находится на суше, пройти переподготовку сейчас не могут, рассказывает директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ им. Макарова в Санкт-Петербурге Сергей Айзинов.
Таких, по его оценкам, в России около 15 тысяч человек. Так что даже если возможность для этих моряков попасть на судно появится, они формально не смогут выполнять свои обязанности.
Самое страшное – вторая волна коронавируса
Проблемы возникают не только с морскими документами, но и с паспортами и визами, срок которых подходит к концу, а менять их в условиях пандемии нелегко.
На днях на танкере Андрея все же произошла смена двух моряков. Сам молодой человек тоже должен был списываться в одном из портов Европы, но его виза оказалась просрочена на несколько дней и покинуть судно ему не разрешили. «Раньше можно было оформить транзитную визу, но сейчас их выдачу прекратили, в том числе и морякам», – рассказывает Андрей. Когда он окажется дома, молодой человек не представляет.
В Российском профсоюзе моряков с тревогой смотрят в будущее. «Есть небольшие послабления, но они не носят глобального характера», – говорит Сухоруков. Самое страшное, по его мнению, еще впереди: это вторая волна коронавируса. Единственным путем решения проблемы моряков он видит создание под эгидой ООН специального комитета, который бы оперативно решал вопросы ротации экипажей морских судов. Причем он должен координировать как морскую, так и авиационную индустрию, потому что моряку мало списаться с судна в каком-нибудь порту, нужен еще самолет, на котором он сможет улететь домой.
Источник: www.sur.ru