ИМО и ЮНКТАД: проблемы со сменой моряков – угроза международной торговле
Современный мир как никогда сильно зависит от бесперебойной работы морского транспорта – движения судов, открытости портов и трансграничной торговли. Однако сейчас все это оказалось под угрозой. В связи с этим Генеральный секретарь Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) Мукиса Китуйи и Генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО) Китак Лим подписали заявление с призывом к государствам позаботиться о благополучии моряков, разрешить смену экипажей и убедиться, что у тружеников моря есть возможность получить необходимую документацию и безопасно добраться домой, а также – беспроблемный доступ к медицинской помощи на борту судна.
Ожидается, что, начиная с середины июня текущего года, около 300 тысяч моряков ежемесячно будут нуждаться в международных перелетах для обеспечения смены экипажей: около половины из этого числа должны будут отправиться домой, и столько же – прибыть на суда для замены. К тому же, около 70 тысяч членов экипажей круизных лайнеров все еще ожидают репатриации.
В настоящее время эти процессы осложнены в связи с ограничениями, введенными из-за пандемии COVID-19. Однако для соблюдения международных норм в области безопасности мореплавания и занятости, а также по гуманитарным соображениям смену экипажа нельзя постоянно откладывать на неопределенное время.
В своем заявлении ИМО и ЮНКТАД также подчеркнули настоятельную необходимость закрепления статуса «ключевых работников» для моряков и рыбаков, персонала оффшорного энергетического сектора и обслуживающего персонала в портах. Правительства и местные власти должны признать, что эти работники выполняют услуги первой необходимости, вне зависимости от гражданства, и должны сделать для них исключение из ограничений на передвижение в своей юрисдикции.
«Мы подчеркиваем: чтобы торговля продолжалась в период кризиса, необходимо поддерживать перемещение судов, открывать порты, осуществлять трансграничную торговлю, и в то же время обеспечивать безопасное осуществление всех необходимых мер контроля. Международное сотрудничество, согласованность действий и солидарность между всеми сторонами станут ключом к преодолению беспрецедентных глобальных проблем, создаваемых пандемией и ее долгосрочными последствиями», – говорится в совместном заявлении.
Заглядывая вперед, ИМО и ЮНКТАД настоятельно призвали правительства продолжать совместные усилия по выявлению и устранению любых ненужных нормативных препятствий на пути восстановления после пандемии и облегчению морских перевозок и торговли в этот сложный период.
При этом в документе отмечается, что в долгосрочной перспективе некоторые из мер по противодействию кризису в связи с пандемией COVID-19 могут привести к важным преимуществам, например, стимулируют дальнейшие инвестиции в цифровизацию и позволят активизировать усилия по повышению энергоэффективности судов и сокращению выбросов парниковых газов от отрасли судоходства.
– Государства уже не в первый раз призывают к обеспечению нормального передвижения моряков, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – К счастью, это все-таки приводит к положительным подвижкам – например, облегчению процесса репатриации в Гонконге, Канаде, Сингапуре. Однако, несмотря на то, что с начала пандемии прошло уже много месяцев, этот вопрос все еще остается нерешенным, и множество членов экипажей продолжают работать после истечения сроков их контрактов. Моряки не должны быть пленниками на борту – это необходимо понять всем.
Источник: www.sur.ru