Председателю Правительства РФ: в российских портах нарушаются трудовые права моряков-членов РПСМ
При списании с судов, заходящих в российские порты из зарубежных стран, у моряков возникают проблемы со сходом на берег, что портовые и региональные власти объясняют мерами противодействия коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом порядок противодействия на местах толкуется по-разному, несмотря на то, что существует постановление Главного санитарного врача РФ № 7 от 18 марта. В соответствии с ним региональные власти должны организовать изоляцию всех прибывших в страну из зарубежья россиян на 14 дней либо в домашних условиях, либо в условиях обсерватора, но никоим образом на борту судна.
Однако в Мурманске, например, распоряжением губернатора Мурманской области № 47 от 16 марта членам экипажей всех судов, прибывших из иностранных государств в порты Мурманск и Кандалакша, пунктом 20 запрещается сход на берег, если с момента прибытия судна и момента контактирования его с берегом иностранного государства прошло менее 14 календарных дней.
В связи с этим Российский профессиональный союз моряков обратился к председателю Правительства РФ М. В. Мишустину установить единый порядок организации противодействия распространению COVID-2019 при списании в российских морских портах членов экипажей, являющихся российскими гражданами, с морских судов, прибывающих из портов иностранных государств, поручив это Минтрансу России и Роспотребнадзору.
«Труд моряка осуществляется таким образом, что от 2 до 6 месяцев он занят на судне, потом его заменяет другой моряк, который примерно столько же времени находится на отдыхе дома. Такой режим позволяет избегать чрезмерной усталости членов экипажей судов, которая может привести к несчастным случаям или аварии судна», – говорится в письме РПСМ.
Как известно, подавляющее число стран запретили сход моряков с заходящих в их порты судов, что делает невозможным отправку домой тех, кто отработал свой контракт, и принятие на борт отдохнувших моряков. Поэтому судовладельцы вынуждены организовывать смену членов экипажей в странах их проживания.
– То есть российских моряков предпочтительнее списывать и принимать на борт новых в российских портах, независимо от флага судна, если судно заходит в российские порты для погрузки-выгрузки или по другим причинам, – говорит председатель Российского профессионального союза моряков Юрий Сухоруков. – Однако складывающаяся практика, по нашему мнению, не носит системного характера и главное – не обеспечивает защиту от распространения коронавируса, как и права моряков на здоровые условия труда и полноценный своевременный отдых.
Что касается ситуации в Мурманске, запрет схода на берег членам экипажей после контакта судна с берегом иностранного государства может быть оправдан, если не производится замена экипажа, а стоянка судна в течение нескольких часов или двух-трех дней обусловлена выгрузкой-погрузкой – считают в РПСМ. Однако региональная власть фактически своими действиями ограничивает смену экипажей, пока не истекут пресловутые 14 суток.
– Вместо того чтобы в соответствии с установленным порядком поместить списывающихся моряков в обсерватор, в качестве такового используется судно, суточный простой которого обходится судовладельцу в несколько десятков тысяч долларов США, – говорит Юрий Сухоруков. – Судовладелец поставлен перед выбором: нести серьезные убытки или продлить работу моряка на судне, нарушая его право на отдых. Кроме того, если говорить о коронавирусе, на судне невозможно обеспечить полную изоляцию списываемых моряков, они все равно продолжают работать, общаются с остальными членами экипажа, что скорее будет способствовать распространению COVID-19 , чем препятствованию.
Простои судов также чреваты другими глобальными последствиями: это приводит к нарушению цепи поставок жизненно необходимых товаров по всему миру, поэтому важно даже в условиях пандемии сохранять здравый смысл и предвидеть разрушительные последствия предпринимаемых необдуманных шагов.
С полным текстом письма РПСМ в адрес председателя Правительства можно ознакомиться здесь.
Источник: www.sur.ru