Перевозка людей в контейнерах – показатель неэффективности систем охраны портов
Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ISPS/ОСПС), введенный в действие после трагических событий 11 сентября 2001 года в США, был разработан специально для предотвращения террористических актов и, несомненно, сделал порты безопаснее, но вместе с тем в их системе охраны по-прежнему существуют пробелы, которыми успешно пользуются преступники.
Один из последних громких скандалов произошел 23 октября 2019 года, когда в грузовике, припаркованном в индустриальном парке города Грейс британского графства Эссекс, нашли тела 39 человек – граждан Китая. Как показало расследование, контейнер был доставлен на грузовом пароме в английский порт Пурфлит из бельгийского Зебрюгге.
Другой случай зафиксировали неделей позже: 30 октября в грузовике-рефрижераторе близ бельгийского города Антверпен обнаружили 12 человек – предположительно, мигрантов. Грузовик, перевозивший фрукты и овощи, стоял на парковке в районе города Оуд-Тюрнхаут. Как заявили бельгийские правоохранители, в полицию обратился водитель грузовика. Он заподозрил, что в фургоне спрятались люди. По данным местных журналистов, все обнаруженные в контейнере люди – мужчины. Об их гражданстве ничего не сообщается.
В докладе «Кражи товаров в портах» за 2018 год, опубликованном Международной ассоциацией по защите транспортных средств, говорится, что грабители редко выбирают в качестве мест для своих преступлений морские транспортные средства, и только 0,4% краж происходит в портах. Таким образом, большая часть краж грузов происходит за пределами портов. Тем не менее, порты – транспортные центры, куда сходятся или откуда расходятся все звенья логистических цепочек, поэтому логично, что именно в портах необходимо проводить самые тщательные проверки.
Теракты 9/11 привели к внедрению целого ряда новых мер безопасности, в том числе в морской отрасли, их предназначение – снизить вероятность использования судна и/или его груза в качестве оружия для атаки на порт или береговые объекты. Инициатива США по обеспечению безопасности контейнеров (CSI) требовала к 2012 году обеспечить полное сканирование контейнеров, пунктом назначения которых являются порты США. Эта цель пока не достигнута.
По данным Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), с 2002 года по 2012 год пропускная способность портов США увеличилась на 250%, а надлежащую проверку безопасности, по оценкам специалистов, проходят менее 2% контейнерных грузов. Крайне маленькая вероятность того, что тот или иной контейнер будут проверять при ввозе или вывозе в порт или из него, делает контейнерные перевозки привлекательным способом доставки контрабандных грузов для организованных преступных группировок.
Невозможно отрицать, что с внедрением Кодекса ISPS/ОСПС и инициативы CSI, порты и суда превратились в гораздо более надежно охраняемые объекты. Однако если порты и приспособились к тому, чтобы удовлетворять международный спрос, то их нормативная база не успевает за организованной преступностью, которая с успехом этим пользуется. Вопрос в том, хватит ли государственным структурам политической воли для того, чтобы бороться с растущими масштабами контрабанды, в том числе людей, которую преступники осуществляют через порты.
– Ключевые проблемы остаются нерешенными, главным образом из-за отсутствия в некоторых странах адекватных законов, регулирующих деятельность охранных служб, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Когда нет правовой базы, трудно выполнить весь объем требований, предусмотренный Кодексом ОСПС. Должны быть четкие требования к обучению персонала охранных служб в порту и строгий кодекс наказаний за любые нарушения Кодекса ОСПС. Этот документ должен быть средством решения проблем безопасности в более широком смысле, чем только защитой от терроризма.
Источник: www.sur.ru