Морское образование будет диверсифицировано
Все меньше молодежи выбирают морские вузы. И причины для этого очевидны. По данным ИМО, отрицательно на привлекательности профессии моряка сказывается продолжительность контрактов. Этот показатель занимает первое место – 67,6%, обилие бумажной работы стоит на второй строчке – 34,1%, на третьей позиции находится усталость – 22,3%.
Из плюсов профессии можно отметить хорошую зарплату –27,5%, удовлетворенность работой – 17,8% и возможность сделать карьеру – 12,4%.
Непопулярность профессии сказывается и на кадрах. Дефицит квалифицированных моряков заставляет искать новые решения. Одно из них – сделать судоходную отрасль полностью автоматизированной, исключающей присутствие на борту человека.
В свою очередь, отсутствие экипажа на судне позволит сэкономить значительно средств. Так, содержание экипажа большого контейнеровоза, согласно подсчетам консалтинговой компании Moore Stephens LLP, составляет порядка 3299 долларов в день – то есть почти 44% от общего объема операционных расходов. Значит, и экономия на этом составит столько же, а вероятно, и больше, ведь при проектировании беспилотных судов не нужно создавать инфраструктуру, необходимую для жизни моряков на судне. Это позволит выделить больше места для перевозки грузов.
Судя по тому, сколько разговоров вокруг этого сегодня ведется, и какими темпами развиваются технологии, беспилотные суда обретают все более четкие черты. Правда, придется решать еще множество вопросов, связанных с их эксплуатацией. Например, Правило 5 МППСС-72 «Наблюдение» устанавливает, что на судне постоянно должно вестись надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, «так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения». И это только то, что лежит на поверхности. Конечно, на внедрение беспилотных судов и пересмотр международного законодательства потребуется много времени, и пока нынешним морякам не о чем беспокоиться. Однако…
– Наука не стоит на месте, мы видим, как автоматизация постепенно проникает все глубже и в судоходство. Желание судовладельцев сократить свои расходы вполне понятно и закономерно, тем более, когда покраску судна робот может выполнить значительно лучше, чем человек. Да, наверно, когда-то и моряков заменят машины, но это скорее говорит о том, что морское образование тоже будет диверсифицировано, и появятся совершенно новые морские профессии, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков.
Источник: www.sur.ru