«Нужно стремиться не к сокращению моряков, а введению минимального безопасного состава экипажа». ЧАСТЬ II
Концепция ПДНВ не относится к MASS-судам
С возросшим интересом и первыми серьезными шагами в сторону автоматизации появились вполне логичные вопросы к актуальности уже существующих документов, регулирующих требования к компетенциям членов экипажей. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) – один из них.
– В ней нет требований к удаленным операторам, а также к морякам, если они не находятся на борту судна. Таким образом, концепция конвенции не относится к автономному судоходству, – пояснил директор Института дополнительного профессионального образования (ДПО), начальник Морского УТЦ ФГБОУ ВО ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, член РПСМ Сергей Айзинов. – Кроме того, уже сейчас известно, что, например, США предлагают убрать устаревшие требования из документа и сосредоточиться на проверке соблюдения актуальных норм. Работу в направлении пересмотра ведет и англо-голландский профсоюз «Nautilus International»: здесь занимаются разработкой предложений по изменениям. Ожидается, что они будут представлены в следующем месяце, а сама работа по внесению изменений на международном уровне начнется с 2020 года. В Штатах полагают, что к 2027 году Комитет по безопасности мореплавания ИМО примет поправки к документу, а в 2030 году они вступят в силу.
Предложения будут касаться, в частности, новых определений уровней управления и эксплуатации в отношении электромехаников и электриков в части компетенции безопасной эксплуатации высоковольтного оборудования (operational level, management level), более четкого разграничения, кто и за что должен отвечать в машинном отделении с учетом интенсивной цифровизации и автоматизации систем управления судном.
Новая ПДНВ-Р копирует структуру ПДНВ
Пока торговый флот уверенно движется в сторону автоматизации и цифровизации, а эксперты ломают голову, как адаптировать ПДНВ к автономному судоходству, рыбаки пересматривают почти одноименный документ – Международную конвенцию о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДНВ-Р). Она уже находится в стадии ревизии. По плану, пересмотр должен завершиться в 2021 году, а в 2022 году – принят Дипломатической конференцией ИМО.
Проект новой ПДНВ-Р следует за действующей ПДНВ, копируя ее структуру. Одно из последних решений по внесению поправок в рыбацкую конвенцию по обучению – введение начальной подготовки по выживанию на море (Basic Safety Training, A-VI/1), которая станет обязательной для всех членов экипажа на борту рыболовного судна.
– Помимо этого в следующем году будут разработаны требования к компетентности рядового состава рыболовных судов, – добавил С. Айзинов. – Также появится норма, относящаяся к капитанам: они должны будут уметь частично оказывать первую медпомощь. Кроме того, ожидается выход специального Руководства, предназначенного для администраций портов и государственного портового контроля (PSC) по практическому внедрению ПДНВ-Р.
На этом фоне возникает закономерный вопрос о необходимости Глобальной морской системы при бедствии и для обеспечения безопасности. Китай, например, считает, что ГМБСС не должна распространяться на рыбаков, но в составе экипажа рыболовного судна нужны радиоспециалисты.
Единого мнения здесь не нашлось, поэтому, как отметил Сергей Айзинов, этот вопрос будет обсуждаться на заседании Подкомитета по человеческому фактору, подготовке моряков и несению вахты (HTW-7) в мае-июне 2020 года. Он добавил, что важность ПДНВ-Р заключается в том, что по итогам ее пересмотра требования к обучению рыбаков повысятся.
– Ежегодно эта отрасль теряет 24 тысячи рыбаков, что в 10 с лишним раз больше, чем на торговом флоте. Это данные только из развитых странах, таких как США, Норвегия, Дания, где ведется статистика, – объяснил он. – В целом по миру ежегодно в море погибают 30 тысяч работников. В основном это происходит потому, что на промысел выходят суда, не отвечающие стандартам безопасности, а люди на них не имеют должных квалификации и опыта.
Источник: www.sur.ru