Не стоит слепо следовать указаниям, угрожающим безопасности
Страховой клуб «UK P&I Club» выпустил новое видео в серии «Извлеченные уроки». В нем речь идет об инциденте, произошедшем с членами экипажа на палубе в неблагоприятных погодных условиях. Он чуть не стоил морякам жизни, хотя выполняемые ими работы вовсе не были необходимыми для безопасности судна.
Инцидент произошел на полностью загруженном балкере, который на высокой скорости двигался в юго-западном направлении в Средиземном море в тяжелых погодных условиях. Боцман и кадет были направлены на главную палубу для того, чтобы отмыть ее и крышки люков от крупиц зерновой пыли, оставшихся после предыдущей погрузки. В это время с юго-востока дул ветер скоростью в 30 узлов, что соответствует 7 баллам по шкале Бофорта. Пока моряки работали на стороне левого борта, большая волна захлестнула палубу, сбила их с ног и снесла к комингсу грузового люка. Оба моряка получили множество травм, судну пришлось отклониться от своего курса, чтобы доставить их на берег для оказания срочной медицинской помощи.
Как отметили в «UK P&I Club», моряки в этой ситуации легко могли потерять жизни из-за серьезных травм, или волна могла смыть их за борт. По мнению специалистов, в первую очередь произошедшее является следствием ошибок руководства: вероятность того, что волна может достать до палубы, не была в должной мере оценена. Кроме того, капитан судна в принципе не должен направлять людей для выполнения столь низкоприоритетного задания в такую непогоду.
В связи с этим страховой клуб дал несколько советов о проведении работ на палубе в плохую погоду, при сильном ветре или шторме. В первую очередь, специалисты отмечают, что моряки вообще не должны выходить на палубу в таких условиях, если от этого напрямую не зависит безопасность судна и экипажа. В случае, если это возможно, работа должна быть отложена до тех пор, когда погода улучшится, либо до следующего захода в порт. Если все же она является абсолютно необходимой, то сначала следует провести полную оценку рисков, а также заполнить разрешение на работу. Моряки, которые направлены на палубу, должны надеть спасательные жилеты, подходящие для выполнения предписанных действий, страховочный пояс и все необходимые средства индивидуальной защиты. Вахтенных на ходовом мостике следует заранее информировать, необходимо вести непрекращающееся наблюдение и радиосвязь с работающими на палубе моряками. Также необходимо оценить возможность изменения курса и/или скорости, чтобы смягчить движение судна и уменьшить вероятность попадания волн на борт.
В конце видео морякам предлагается задуматься над тем, какие действия они могут предпринять, чтобы не допустить подобного на своем судне; оценить существующие на их теплоходе процедуры и взвесить, что может привести к риску.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что в тех случаях, когда определенные указания руководства расходятся с нормами безопасности и здравым смыслом, не стоит слепо им следовать, не задавая лишних вопросов. Решение о работе в таких условиях является принципиально важным, а поэтому его нужно принимать только здраво, взвесив все «за» и «против».
Отметим, что недавно CHIRP Maritime выпустила брошюру «Принятие принципиально важных решений в море (Making Critical Decisions at Sea)». В частности, в ней они призывают членов экипажей независимо от их должности проявлять большую заинтересованность и вовлеченность в процесс принятия решений, потому что от способности правильно оценивать рискованную ситуацию нередко зависит безопасность судна и экипажа.
Источник: www.sur.ru