Курсантам – плавательскую практику на судах
На прошлой неделе в Москве состоялось расширенное совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Агентстве. В работе принял участие первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук.
Предметом обсуждения стали самые разные темы – от безопасности мореплавания до обучения будущих специалистов. Так, одна из них касалась практической подготовки курсантов морских образовательных организаций по итогам 2018 года, в частности, говорили о наиболее острой проблеме – плавательской практике.
Сложная ситуация с прохождением практики во время учебы в морском вузе – одна из давних и до сих пор нерешенных задач в отрасли. Зачастую курсанты не могут набрать достаточного плавательского ценза к концу обучения и вынуждены довольствоваться рядовыми должностями, чтобы получить рабочий диплом. Лишь после этого они могут занять место на судне по специальности.
Сегодня организация плавательской практики выглядит по-разному. Например, Росморречфлотом на базе подведомственных вузов создано три центра организации учебных практик (ЦОУП), расположенных в регионах нашей страны. Это Европейский центр организации учебных практик морского и речного транспорта (Европейский ЦОУП) на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова; Дальневосточный центр организации учебных практик морского и речного транспорта (Дальневосточный ЦОУП) на базе Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского; Южный центр организации учебных практик морского и речного транспорта (Южный ЦОУП) на базе Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова.
ЦОУПы принимают и обрабатывают заявки от вузов о направлении курсантов на прохождение учебной практики, заключают договоры с судоходными компаниями о предоставлении учебной практики на судах компаний на конкурсной основе и многое другое.
Первичная плавательная практика в России проводится на четырех знаменитых учебных судах: парусниках «Мир», «Надежда», «Херсонес» и учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин», находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». В том числе такие компании, как «Совкомфлот» и «Газпром» заключают договоры с морскими учебными заведениями и предоставляют на этом основании практикантские места для курсантов. Таким образом, судовладельцы не только дают курсантам возможность набрать ценз, но и присматриваются к будущим специалистам и лучших из них принимают на постоянную работу.
Однако несмотря на все усилия со стороны ведомственных структур и бизнеса, многим курсантам приходится самостоятельно искать плавпрактику. Судовладельцы неохотно принимают молодых людей из-за неопытности или отказывают по причине нехватки мест на судне.
Российский профсоюз моряков неоднократно привлекал внимание к проблеме прохождения плавательской практики. По мнению РПСМ, решить ее можно либо постройкой новых УПС, либо подписанием договоров о сотрудничестве между российскими учебными заведениями и отечественными судоходными компаниями.
Важность решения проблемы понимают и в Росморречфлоте. Так, в канун Дня работника морского и речного флота его глава Юрий Цветков рассказал о некоторых инициативах Агентства, связанных с прохождением практики. Он отметил, что именно плавпрактика является важной составляющей в образовании моряка.
По его мнению, в настоящее время проблема состоит в том, что в стране нет учебного флота. «Остался один «Профессор Хлюстин», который уже не молод. Мы считаем, что первая практика на паруснике – идеальный вариант. Это поможет развить морские качества и прочувствовать дух работы в команде. Но дальше этого недостаточно, – подчеркивает глава Росморречфлота. – Чтобы эту тему закрыть, мы максимально привлекли всевозможные компании, но и этого мало. Вот почему мы хотим выйти с инициативой по строительству как минимум двух, а то и трех учебных судов. Сейчас мы занимаемся предпроектными работами. Когда все материалы будут готовы, мы проведем переговоры с судостроителями и выйдем на правительство – будем просить, чтобы наши предложения поддержали». При этом он подчеркнул, что по поводу примерной оценки стоимости этих судов сейчас говорить рано.
По итогам обсуждения вопросов, связанных с подготовкой специалистов, участники заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Агентстве постановили: Росморречфлоту разработать комплекс мер по стимулированию судоходных компаний. Так, предлагается при строительстве новых судов создавать специальные каюты для практикантов; принимать на практику больше курсантов; поощрять наставничество; а также экономически стимулировать компании, на судах которых проходят практику курсанты российских морских вузов.
– Возможно, разрешить ситуацию помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объемом плавпрактики. И конечно, важную роль имеет реализация задачи, определенной Морской доктриной РФ до 2030 года, а именно – обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации учебно-производственных судов. Отрасль должна понимать, что без практики невозможно подготовить хорошего специалиста, – считают в РПСМ.
Источник: www.sur.ru