Как справиться с электрическими травмами на борту?
Сбой в системе электропитания не только ставит под угрозу безопасную эксплуатацию судна, но и подвергает риску поражения электрическим током членов экипажа. В первую очередь такие травмы, конечно, угрожают электрикам. О том, какую опасность ток представляет для моряков и как помочь пострадавшему коллеге, рассказал портал Safety4sea.
Электрический ток может вызвать травму тремя путями: преобразовать энергию в тепло внутри тела, что приводит к ожогам; оказать непосредственное влияние на сердце; спровоцировать падение, что тоже может привести к увечью.
Воздействие на человеческий организм в зависимости от силы тока
1 миллиампер: ощутимый пороговый ток. Человек чувствует легкое покалывание. В некоторых ситуациях может представлять опасность.
5 миллиампер: легкий шок. Ощущения не болезненные, но неприятные. В большинстве случаев человек способен оторваться от источника тока. Тем не менее, сильные непроизвольные реакции могут привести к травме.
6-16 миллиампер: болезненный шок. Человек начинает терять контроль над своей мышечной системой. Такой ток называется неотпускающим: сильные судороги тела не позволяют человеку, к примеру, разжать руку, в которой зажата деталь под напряжением.
17-99 миллиампер: острая боль, остановка дыхания, сильнейшие судороги. Человек не может оторваться от источника тока. Возможна смерть.
100-2000 миллиампер: фибрилляция желудочков (неравномерное, нескоординированное биение сердца). Продолжаются сильнейшие судороги. Приводит к повреждению нервной системы. При воздействии такого тока, как правило, наступает смерть.
Опасность электрического шока
Электрический шок – это физиологические последствия от воздействия электрического тока на тело человека. Он может произойти не только при непосредственном контакте с источником, но и при нахождении вблизи электрооборудования под напряжением без непосредственного контакта с ними. Шок может привести к летальному исходу, однако самое частое повреждение – ожоги. В большинстве случаев причиной несчастных случаев становится использование неисправных инструментов, повреждение изоляции проводов в результате горячих рабочих процессов, неверные схематические изображения, изношенные электрические кабели, а также кабели, зажатые в люках/дверях или поврежденные какими-либо инструментами в ходе работы.
Что делать при электрическом ожоге
Перед тем, как приблизиться к человеку, пострадавшему от электричества, необходимо убедиться, что он больше не находится под действием тока. Электричество необходимо отключить, если это возможно. Если источник тока отключить нельзя, то необходимо надеть резиновые перчатки и сапоги/галоши (или встать на резиновый ковер) перед тем, как приблизиться и коснуться пострадавшего. В случае, когда он запутался в электрических проводах, необходимо убрать их с помощью любого деревянного предмета, который окажется под рукой (например, палки или стула). Ни в коем случае нельзя использовать металлические предметы.
Далее нужно проверить, есть ли у человека дыхание и сердцебиение. Если пострадавший не дышит, следует делать искусственное дыхание. Когда отсутствует сердцебиение, необходим массаж сердца. После того, как дыхание восстановится, надо охладить обожженные участки кожи пострадавшего водой и покрыть их чистой, сухой, не пушащейся тканью. Электрические ожоги лечатся так же, как термические.
Серьезное поражение электричеством вызывает сердцебиение в ненормальном ритме, что может привести к немедленной смерти. Если человек выжил, такой ритм часто сохраняется на протяжении нескольких часов, что обычно уже не представляет опасности. Необходимо тщательно обследовать пострадавшего на наличие травм: сильные судороги мышц могут привести к трещинам в позвонках, спровоцировать падение и нанести дополнительные увечья. В подавляющем большинстве случаев больному необходима срочная госпитализация.
Электрический ток способен нанести серьезный физический ущерб, необратимый вред здоровью моряка и даже привести к смерти. Поэтому члены экипажа должны пройти обучение по работе с электрическим током на борту и использовать защитную одежду и оборудование.
– Еще одним неблагоприятным фактором при работе с электроинструментами является влажность, – отметил Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – В машинном отделении, танке (коффердаме) она присутствует практически постоянно, что усугубляет негативное действие электротока. Во избежание несчастного случая при эксплуатации судового электрооборудования, главное – это надежное многоступенчатое отключение от источника питания обслуживаемого (ремонтируемого) агрегата. Чтобы исключить при этом несанкционированное подключение данного объекта к электропитанию, необходимо использовать запрещающие знаки безопасности – «Не включать! Работают люди». Электрический ток представляет серьезную опасность, и морякам необходимо постоянно сохранять бдительность, чтобы не получить травму.
Источник: www.sur.ru