Социальная жизнь моряков: основные проблемы
Проведенный ресурсом SAFETY4SEA опрос членов экипажей показал, что высокая рабочая нагрузка и усталость являются главными препятствиями для нормальной социальной жизни на борту. Такой точки зрения придерживаются 38% опрошенных моряков.
Далее голоса распределились следующим образом: 19% членов экипажей назвали основным препятствием к социализации отсутствие интернета и других средств связи, 17% – бюрократию, 16% – трудности с налаживанием контактов внутри команды, 10% – оторванность от семьи.
Результаты этого опроса подтверждают выводы, сделанные в рамках проекта «Индекс счастья моряков» (The Seafarer’s Happiness Index) во втором квартале 2018 года: тогда исследователи также отмечали, что члены экипажа жалуются на слишком большую нагрузку. «Всё возрастающее количество норм и требований только увеличивает загруженность моряков. Они признаются, что из-за огромного объёма работы, необходимости заполнять большое количество документов и следовать предписанным процедурам они испытывают постоянный стресс и давление», – говорится в докладе «The Seafarer’s Happiness Index Q2 data».
Почему это важно? Есть основания считать, что излишняя нагрузка и социальная изоляция во многом являются причиной психологических проблем моряков, и не исключено, что именно с ними связано большое число самоубийств в море, которые, по данным «Apostleship of the Sea», составляют 15% от всех смертей на борту.
Как отражается большая нагрузка на здоровье моряков?
В первую очередь для членов экипажа это серьезный стресс. Последствия долговременного влияния большого числа стрессовых факторов на моряков были описаны еще в Сводной конвенции о труде в морском судоходстве 2006 года (КТМС), и в их числе:
– проблемы со сном;
– потливость;
– потеря аппетита;
– проблемы с концентрацией внимания;
– головные боли;
– мышечное напряжение или боль;
– головокружение;
– боль в груди и учащенное сердцебиение;
– частые простуды;
– расстройство желудка;
– одышка;
– сухость во рту;
– тревожность;
– плохое настроение;
– состояние удрученности;
– постоянное беспричинное беспокойство;
– нагнетание обстановки;
– раздражительность;
– рост употребления алкоголя и никотина;
– привычка грызть ногти.
Кроме того, излишняя нагрузка влияет на безопасность: усталый моряк не может работать производительно, теряет концентрацию, что часто приводит к несчастным случаям, как незначительным, так и к трагическим. Для решения этой проблемы уже сделано немало: созданы многочисленные инициативы, введены в действие нормы, правила и требования (в том числе и в КТМС в правиле 2.3, где оговаривается продолжительность рабочего времени и времени отдыха).
Однако результаты все еще не самые радужные. «К сожалению, судя по ответам моряков, которые мы получаем в ходе опросов, эти правила не всегда соблюдаются», – рассказал Йохан Смит, руководитель проекта «Wellness» организации «Sailors’ Society» .
Что же делать?
Полученные данные указывают на важность благополучия моряков. Отрасль должна прислушаться к членам экипажа, быть внимательнее к проблемам, с которыми они сталкиваются, и понять, что необходимо исправить. Многие благотворительные организации уже пытаются менять ситуацию к лучшему.
Так, «Mission to Seafarers» создала «Индекс счастья моряков». Это площадка, где любой член экипажа может поделиться своими чувствами и рассказать как о хороших, так и о плохих сторонах жизни на борту. Создатели ресурса надеются, что это послужит толчком для изменений в индустрии.
Кроме того, морские благотворительные организации оказывают членам экипажей психологическую помощь и практическую поддержку: например, ISWAN создала горячую линию «SeafarerHelp», доступную для моряков и членов их семей 24 часа в сутки 365 дней в году, а капелланы «Apostleship of the Sea» регулярно посещают суда и помогают морякам как словом, так и делом.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) отмечает, что для члена экипажа очень важно не только физическое здоровье, но и психологическое благополучие. Многие моряки не уделяют этому должного внимания, и зря: нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью и поддержкой, если в этом есть необходимость.
Источник: www.sur.ru, ЦИА РПСМ