Скопление транспорта в проливах Босфор и Дарданеллы достигло рекордного значения
Из-за ужесточения правил прохода для СПГ-судов, неблагоприятных погодных условий и роста размера судов, в проливах Босфор и Дарданеллы сложилась самая худшая ситуация с заторами за последние 16 лет.
По состоянию на февраль задержки судов на северном и южном направлениях двух проливов оцениваются в 17 дней. С момента начала регистрации в 2003 году таких данных, это самое продолжительное время ожидания, сообщает «Clarksons». На 12 февраля 4 судна типа Панамакс, 34 Афрамакса и 19 Суэцмаксов, а также 4 танкера-газовоза ожидали очереди в Дарданеллах, информировало «Tribeca Shipping Agency». 1 Панамакс, 9 Афримаксов, 5 Суэцмаксов и 1 газовоз — в Босфоре. Согласно транспортному законодательству Турции, с сентября прошлого года СПГ-суда габаритной длиной более 150 метров имеют право пересекать проливы только в дневное время в сопровождении буксиров. Раньше СПГ-суда габаритной длиной от 150 до 200 метров не сталкивались ни с какими ограничениями, тогда как танкеры длиной 200-250 метров имели право пересекать воды только в дневное время, но без сопровождения. Новое правило «сильнее всего отразилось на сегодняшнем транспортном заторе», — главный эксплуатационный директор «GAC Turkey» Сердар Кейхан (Serdar Ceyhan) рассказал «TradeWinds». По сведениям судовых агентов, правила увеличили общее время перехода в проливах также и для других типов судов, что усугубляется продолжающейся поставкой новых мегасудов во многих секторах.
Хуже — зимой
Все типы судов должны соблюдать соответствующие для них правила дневного времени и сопровождения при прохождении проливов, а законодательство ужесточается пропорционально размеру судов. Скопление транспорта имеет тенденцию к ухудшению в зимний период из-за более короткого светового дня. На фоне неблагоприятных погодных условий и сильных ветров, ситуация этого года определённо плохая, говорит Эврен Эседоглу (Evren Esedoglu), технический директор «Wilhelmsen Ships Service» в Турции. «К счастью, новые требования помогут избежать дорогостоящих аварий в проливах… безусловно, это станет причиной задержки крупнотоннажных танкеров и СПГ-судов в зимний период», — прокомментировал Эседоглу. На Балтийской фондовой бирже, в середине февраля доходность Суэцмаксов на трейде Чёрное море-Средиземноморье оценивалась в $20900/сутки, притом суточная прибыль Афрамаксов в Средиземном море была равна $11800. На фоне слабости широкого рынка, приведённые цифры ниже январского уровня, но выше текущих средних сравнительных индексов. «Задержки в проливах Турции могут сократить список судов, способных выполнять рейсы, таким образом, помогая доходности их владельцев. Или, по крайней мере, они не позволят ставкам опуститься ещё ниже», — сказала старший аналитик по танкерам «Banchero Costa» Федерика Сани (Federica Sani). Помимо того, что для перевозки нефти самыми загруженными проливами в мире являются Босфор и Дарданеллы, — которые соединяют нефтяные порты Чёрного моря и рынки Европы и не только, — проливы, в целом, сталкиваются с интенсивным движением судов в разных секторах. В прошлом году через проливы прошло 5107 груженых балкеров, 5183 контейнеровоза, 3171 нефтеналивной танкер и 657 газовозов, информирует «VesselsValue».
Источник: ЦИА РПСМ, Tradewindsnews.com