Предлагаемый законопроект противоречит российским и международным нормам

Предлагаемый законопроект противоречит российским и международным нормам

Российский профсоюз моряков не согласен с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности лиц, являющихся участниками специальных административных районов, осуществляющих функции работодателя» и настаивает на вынесении его на заседание РТК (Российской трёхсторонней комиссии). Соответствующее предложение РПСМ направил в Министерство экономического развития Российской Федерации и Российскую палату судоходства.

– Во-первых, этот законопроект  фактически отменяет запрет на применение и использование  заемного  труда в отношении членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (РОРС), который установлен законом «О занятости населения в Российской Федерации» (ст. 18.1, п. 13, п/п 4). В законе четко говорится, что не допускается направление работников по договору о предоставлении труда работников для выполнения работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, – говорит председатель РПСМ Юрий Сухоруков, член Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. – Хочется напомнить, что этот запрет был установлен по нашей инициативе. Он  основан на требованиях соответствующих международных трудовых стандартов, в том числе и международных морских трудовых стандартов. Да, Конвенция МОТ № 181 «О частных агентствах занятости» допускает подобное использование труда работников в интересах другой стороны, не являющейся для них работодателем. Однако в ней прямо указывается, что эта конвенция не применяется к найму и трудоустройству моряков (пункт 2 статьи 2).

Предлагаемая законопроектом система трудоустройства членов экипажей морских судов РОРС противоречит Конвенции о труде в морском судоходстве. Она устанавливает, что судовладелец (любая организация или лицо, принявшее на себя ответственность за эксплуатацию судна) принимает на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые на него согласно требованиям КТМС (подпункт j пункта 1 статьи II). Кроме того, КТМС устанавливает между членами экипажей морских судов (работниками) и судовладельцами (работодателями) непосредственно трудовые отношения, называя их сторонами трудового договора (Правило 2.1 – «Трудовые договоры моряков», Стандарт А2.1– «Трудовые договоры моряков»).

Аналогичный вывод е следует из Правила 1.4 КТМС, согласно которому службы подбора и трудоустройства моряков занимаются исключительно этой функцией в интересах судовладельцев как работодателей. При этом сами агентства работодателями по отношению к членам экипажей морских судов не являются.

– Кроме того, невозможность применения заемного труда в отношении членов экипажей морских судов РОРС, по нашему мнению, обуславливается также выполнением ими работ во вредных и опасных условиях труда. В силу п/п 2 п. 13 ст. 18.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» при наличии вредных условий труда направление работников частными агентствами занятости для работы у принимающей стороны, которой будет выступать судовладелец,  по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается, – поясняет Юрий Сухоруков.

Предлагаемая законопроектом система трудоустройства моряков в случае его принятия повлечет за собой необратимые последствия, уверены в РПСМ:

– C упразднением в  этом случае трудовых  отношений  между моряками и судовладельцами судов РОРС неизбежно будет разрушена система судебной защиты их трудовых прав,  установленная международными конвенциями о морских залогах и ипотеках от 06.05.1993 и об аресте судов от 12.03.1999, а также основанными на них нормами действующего законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании (ст.ст. 367-370, 388-390 КТМ РФ). Моряки не смогут подавать к судовладельцам иски  о взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажей за работу на борту судна, в том числе расходов на репатриацию и взносов по социальному страхованию и, соответственно, требовать в качестве применения обеспечительной меры ареста эксплуатируемых ими судов (п. 8, ст. 29, ст.ст. 139-142 ГПК РФ, ст. 8 КТМ РФ).

Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство,  что применение заемного труда, когда работник номинально связан трудовыми отношениями с направляющей стороной ( к примеру, частным агентством занятости) , но не состоит в таковых с принимающей стороной, где осуществляется его основная деятельность, то есть, с тем же судовладельцем, по сути ликвидирует систему социального партнерства, фактически лишает работников, в нашем случае моряков, права на объединение, а также на коллективное представительство и защиту своих социально-трудовых прав и интересов.

Во-вторых, законопроектом дополняется  статья   57 КТМ РФ (п. 5.1),  устанавливается  новое основание увольнения членов экипажей судов РОРС по инициативе работодателя. В отличие от оснований, перечисленных в ст. 81 ТК РФ, носящих объективный характер, в том числе и в связи с совершением работником виновных, противоправных действий, оно носит сугубо произвольный и субъективный характер со стороны работодателя, нарушает баланс прав и законных интересов работника и работодателя.

– Эта норма законопроекта противоречит требованию ст. 252 ТК РФ, согласно которой особенности регулирования труда лиц в связи с характером и условиями их труда, влекущие за собой снижение уровня действующих гарантий работников, ограничения их прав, повышения их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, к чему безусловно следует отнести и проектируемую норму, могут устанавливаться исключительно Трудовым кодексом либо в случаях и порядке им предусмотренных, – отмечают в РПСМ.

Таким образом, данный законопроект по существу делает членов экипажей судов РОРС абсолютно беззащитными как перед направляющей стороной в лице частного агентства  занятости или того же круинга, так и перед принимающей стороной в лице судовладельца.

Напомним, что попытка принять подобные изменения  уже была: часть предложений этого законопроекта присутствовала во внесенном в июне месяце 2018 года в ГД ФС РФ проекте Федерального закона № 488871-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края». Тогда они получили  отрицательное заключение комитета ГД ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, при доработке законопроекта были исключены из него и не вошли в закон.

Источник: www.sur.ru