«Курсанты полностью зависят от судоходных компаний» (часть 2)
КАДЕТСКИЕ ПРОГРАММЫ
На сегодняшний день в морских вузах действуют договоры, заключенные с российскими и зарубежными судоходными компаниями: чтобы попасть на судно в качестве кадетов, студенты проходят собеседования. Если они завершаются успешно, курсанты обеспечивают себя не только местом для практики, но и возможным местом для дальнейшего трудоустройства.
Как отметил директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталий Клюев в интервью с ресурсом Portnews, «раньше прохождение практики отдавалось на откуп самих обучаемых. Им вручались направления, и они должны были сами разыскивать судоходную компанию и практиковаться там самостоятельно. Теперь ответственность за прохождение практической подготовки обучаемого лежит на ректоре, на образовательной организации, которая обязана предоставить либо свои плавсредства, либо договоры с судоходными компаниями, обязывающие эти компании проводить практическую подготовку».
По факту же эта система работает в вузах уже давно: руководители образовательных учреждений прекрасно понимают, что без привлечения судоходных компаний устроить курсантов на суда будет слишком сложно. В кадетских программах участвуют как российские судовладельцы (например «Совкомфлот»), так и зарубежные работодатели («Stena», «Tsakos», «Teekay Shipping» и другие).
Только вот из кризисной ситуации этот шаг морское образование вывести не способен: компании набирают к себе в команду от силы 15-20 человек, а на каждом курсе, начиная с третьего, на тех же самых судоводителей обучается порядка 180-160 человек, и все они нуждаются в плавпрактике. Даже если вы не сильны в математике, сходу становится понятно, что места всем не хватает.
А КАК ЗА РУБЕЖОМ?
Зачастую морские вузы дают своим курсантам возможность познакомиться с системой обучения морским специальностям в других странах. Так, студенты-выпускники факультета Навигации и связи ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Владислав Горовенко и Вячеслав Кореневский с удовольствием поделились своим опытом обучения в Шанхайском морском университете. В первую очередь будущих специалистов поразила организация учебного процесса, в частности – совмещения теории и практики.
– Там для обучения созданы все условия: начиная от девятиэтажной библиотеки и заканчивая тренировочной моделью танкера, установленной на территории вуза. На нем студенты частично проходят практику прямо во время теоретических занятий, что мне кажется весьма практичным. Например, мы изучаем очень большое количество материалов по устройству судна еще до того, как попадаем на борт. И получается, что все эти знания даются только на словах, а когда нас все-таки уже берут в судоходные компании, нам по факту приходится выучивать все заново, но уже с наглядными примерами. Времени на это уходит достаточно много, – делится своими наблюдениями курсант ГУМРФ Вячеслав Кореневский.
Российский профсоюз моряков в свою очередь тоже не первый год занимается вопросом сотрудничества с другими странами в сфере морского образования. Так, в 2017 году РПСМ с дружеским визитом посетила делегация Ассоциированного профсоюза офицерского и рядового состава Филиппин (AMOSUP) во главе с председателем AMOSUP Конрадо Ока. В Петербурге филиппинские коллеги побывали в Морском техническом колледже имени адмирала Д. Н. Сенявина, где Конрадо Ока рассказал о деятельности морской академии, принадлежащей AMOSUP:
– Мы выпускаем механиков и судоводителей, практику ребята проходят либо на нашем учебном судне-пятитысячнике, приобретенном в Японии, либо на судне одного из наших спонсоров. Парусные суда мы не используем. Обучение кадетов полностью спонсируется судоходными компаниями. Договоренность заключается в том, что после получения диплома новоиспеченный моряк должен определенное время проработать в компании, которая оплачивала его обучение.
Кроме того, в академии запущена программа обмена студентов из учебных заведений, расположенных в странах азиатского региона. Обычно время обучения иностранных студентов длится один год. Председатель РПСМ Юрий Сухоруков не исключил возможность наладить подобную практику и с российскими морскими учебными заведениями.
– Я мечтаю, чтобы филиппинская академия и наш колледж установили партнерские отношения. Для этого нужно выбрать подходящее время и организовать поездку руководства колледжа на Филиппины, ознакомиться на месте с методами обучения и технической базой академии. Не стоит забывать и о программе обмена. Подобный опыт будет полезен не только студентам, но и преподавателям. Но самое главное – лучше вникнуть в систему финансирования образования, когда судовладельцы оплачивают обучение курсантов, – говорит Юрий Сухоруков.
Оплачиваемые стажировки действительно могли бы положительно сказаться на отрасли и привлечь в нее больше молодежи, но в России такая практика не распространена: если уж студентов не хотят брать как бесплатную рабочую силу, то надеяться, что им будут платить, и вовсе не приходится. В связи со сложившейся ситуацией многие курсанты устраиваются на теплоходы ненадежных судовладельцев.
ВЫХОД ЕСТЬ
Для Российского профсоюза моряков работа со студентами морских учебных заведений всегда была одним из приоритетных направлений деятельности. РПСМ неоднократно обращал внимание Правительства РФ и Минтранса России на проблемы современно морского образования. Так, в своем обращении к Морской коллегии профсоюз попросил взять под особый контроль решение вопроса с плавательной практикой:
– Возможно, разрешить ситуацию помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объемом плавпрактики. И конечно, важную роль имеет реализация задачи, определенной Морской доктриной РФ до 2030 года, а именно – обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации учебно-производственных судов.
А пока эта программа не реализована, одним из немногочисленных выходов остается налаживание морскими вузами связей с российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые способны принимать курсантов на свои теплоходы.
Подписи к фото:
Директор института «Морская академия» Александр Горобцов: «Основная проблема действительно кроется в отсутствии УПС. По факту на сегодняшний день курсанты полностью зависят от судоходных компаний и их расписания».
Источник: www.sur.ru