Внимание при швартовных операциях сбережет жизнь
Британский Клуб взаимного страхования UK P&I Club сообщил о нескольких недавно произошедших несчастных случаях во время проведения швартовных операций, почти все они закончились трагически – либо серьезными увечьями, либо гибелью моряков.
В связи с этим UK P&I Club проанализировал опасности и риски, сопряженные с выполнением швартовных операций. В отчете отмечено, что все швартовные тросы под напряжением растягиваются до определенной степени, причем сильнее – изготовленные из синтетического волокна. Когда концы троса находятся под нагрузкой, внезапное ослабление их натяжения приводит к тому, что аккумулированная сила натяжения заставляет трос восстановить первоначальную длину почти мгновенно.
Оборвавшиеся части тросов отскакивают в направлении закрепленных концов или дальше за них с огромной скоростью, поэтому тот, кто оказывается в зоне выхлеста швартов, рискует получить серьезную травму или погибнуть. Направление и зону, куда отскочит трос, на практике трудно предсказать, это зависит от многих факторов, включая конкретное расположение самих швартов.
Исходя из этого, в отчете высказано мнение, что вряд ли имеет смысл наносить на швартовной палубе постоянные отметки, обозначающие зону выхлеста швартов, поскольку, во-первых, в каждом конкретном случае эта зона может отличаться, а во-вторых, это может привести к неоправданной самоуспокоенности членов экипажа.
В главе 26 Кодекса безопасной рабочей практики моряков торгового флота (Code of Safe Working Practices for Merchant Seafarers), разработанном Агентством морской безопасности и береговой охраны Великобритании (МСА), в настоящее время содержатся следующие рекомендации:
– расположение швартовной палубы таково, что всю ее площадь следует рассматривать как потенциальную зону выхлеста швартов. Вся команда, работающая на палубе, должна быть осведомлена об этом понятными видимыми обозначениями.
– Следует избегать обозначения зон выхлеста с помощью нанесения её границ краской на швартовной палубе, поскольку они могут вызвать ложное чувство безопасности.
По сути, всю швартовную палубу можно считать опасной. Конечно, это рабочая зона, и полностью запретить находиться в ней никто не предлагает, это было бы абсурдом. Тем не менее, рекомендуется проводить оценки рисков на борту, чтобы определить потенциальные зоны выхлеста швартов в зависимости от различных конфигураций швартовки, исходя из практики.
В свою очередь, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков Евгений Хижняк прокомментировал причины разрыва стальных или синтетических тросов в ходе швартовных операций:
– Во-первых, это действие непреодолимых сил стихии, то есть внезапно налетевший шквал ветра. Во-вторых, несогласованные действия с капитаном судна (третьим помощником – на баке или вторым помощником – на корме) оператора буксира, обеспечивающего швартовку судна, провоцирующие неожиданное или непредвиденное натяжение буксирного каната или же толчок судна при уже поданных на берег швартовных канатах.
Конечно, обозначение опасной зоны в районе выполнения швартовных работ на палубе не сможет на 100 процентов защитить членов экипажа, но наносить разметку необходимо в любом случае. Она послужит одной из основных мер предупреждения получения травмы.
– Моряки, а тем более неопытные матросы, кадеты, курсанты-практиканты должны видеть зоны опасности и на технологических картах безопасного производства швартовных работ, и на баке и корме, – пояснил Евгений Хижняк. – Кроме того, перед каждой швартовкой все её участники обязаны пройти инструктаж. Члены экипажа должны знать как дважды два – находиться на линии натяжения швартовного каната категорически запрещено.
Источник: www.sur.ru