«Если преступники не пробрались на судно, они не смогут его захватить»
Вышло в свет пятое издание руководства «Лучших практик по борьбе с пиратством» (BMP5), основная задача которого – показать наиболее эффективные методы защиты экипажей, судов и грузов от пиратов при прохождении Красного моря, Аденского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Как и раньше целевой аудиторией руководства являются моряки и представители судоходных компаний, но в отличие от BMP4 пятое издание рассматривает такие риски, как нападения экстремистских групп и угрозы, связанные с региональными военными конфликтами.
Помимо новых опасностей, по-прежнему сохраняется угроза вооруженных разбоев: согласно последнему отчету Международного морского бюро (IMB), возвращение пиратов в Сомали стало еще более заметным, а ситуация в территориальных водах Нигерии не улучшилась. Так, за 2018 год в Гвинейском заливе произошло 29 нападений, что составляет 40% от общего числа атак. По словам IMB, основной целью преступников является кража нефти с танкеров, в особенности на якорных стоянках, и захват заложников.
В связи с перечисленными рисками морякам, чтобы уберечь себя, нужно следовать четырем основным правилам:
- Своевременно распознать угрозу: риски на море являются динамичными и постоянно меняются. При проходе через опасные регионы необходимо постоянно обновлять информацию о существующих угрозах.
- Провести оценку рисков: эта обязанность в большей степени лежит на компании, нежели на моряках. Все маршруты заведомо должны прокладываться с учетом обстановки в регионе.
- Проходить обучение: компании должны проводить специальные тренинги для своих экипажей, чтобы моряки не растерялись при реальной угрозе нападения.
- Не забывать о сотрудничестве: помимо различных информационных и аналитических центров в цепочке сотрудничества по борьбе с пиратством есть место и для моряков. им следует пересылать любые данные о странной активности или нападениях в Морские администрации, спасательные и военные службы.
Главная мысль, которую пытается донести BMP5 до представителей морской отрасли – «если преступники не пробрались на судно, они не смогут его захватить». Но что делать, если пираты все же забрались на борт? Руководство дает ответы и на этот вопрос: важно не впадать в панику, не оставаться в одиночестве и постараться спрятаться в наиболее закрытых и отдаленных местах. Защитить себя и свое убежище можно любыми подходящими подручными средствами и инструментами. Но правило номер один – морякам обязательно нужно использовать цитадель при наличии таковой.
Российский профсоюз моряков в свою очередь напоминает, что члены экипажей судов, покрытых колдоговором Международной федерации транспортных рабочих, вправе отказаться от рейса через пиратоопасные регионы без риска потерять работу. Также каждый член экипажа имеет право получить бонус в размере 100% базовой ставки за каждый день, проведенный в пиратоопасной зоне, и удвоенную компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.
Источник: www.sur.ru