РПСМ поднял наиболее актуальные вопросы на встрече с министром транспорта
Вчера, 26 июня, в Москве министр транспорта РФ Евгений Дитрих провел традиционную встречу руководителей общероссийских профсоюзов, представляющих интересы работников морского и речного транспорта. В этом году участники встречи, в числе которых были председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков и председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко, подняли наиболее острые для отрасли вопросы: о возврате российских судов под национальный флаг, строительстве новых учебных судов для прохождения плавпрактики, оформлении и выдаче пропусков на территорию портов.
РПСМ заранее направил в адрес административного департамента Министерства транспорта РФ свои предложения по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов моряков. Так, профсоюз затронул проблему беспрепятственного прохода на территорию морских портов представителей РПСМ. Несмотря на федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также международные морские стандарты, они до сих пор испытывают трудности с получением пропусков. Например, инспекторы Северной региональной организации РПСМ не могут подняться на суда в порту Архангельска из-за препятствий, чинимых частным охранным предприятием, а в Находке приходится оформлять 20 однотипных документов, чтобы попасть в грузовые терминалы, находящиеся на одной территории.
Не менее важным стал вопрос морского образования: одной из наиболее актуальных остаётся проблема прохождения плавательной практики. Причинами являются как малое число учебных судов, так и несогласованность учебных программ с потребностями судовладельцев, готовых привлекать учащихся для прохождения практики. Это приводит к тому, что выпускники вынуждены вновь идти кадетами на суда, чтобы добрать ценз и получить рабочий диплом.
– Да, наши моряки – командный состав – по-прежнему востребованы и имеют хорошую репутацию. Но вчерашние выпускники, которые приходят на флот, – их уровень подготовки оставляет желать лучшего. У них недостаточно практики, у них недостаточно опыта общения в замкнутом пространстве на судне, – говорит Юрий Сухоруков. – Что касается учебно-производственных судов, то их действительно не хватает. На разных уровнях мы говорили об этом, проекты УПС разработали и даже согласовали, но дальше этого дело не пошло, все тихо умерло. А ведь без практики невозможно подготовить качественного специалиста. Возможно, разрешить ситуацию помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объемом плавпрактики. И конечно, важную роль имеет реализация задачи, определенной Морской доктриной РФ до 2030 года, а именно – обеспечение государственной поддержки строительства, содержания и эксплуатации учебно-производственных судов.
Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота уже разработал проект УПС нового поколения (проект 991С), способного брать на борт до 162 человек и обеспечивать курсантам закрепление теоретических знаний практическими навыками, что повышает качество подготовки. Все, что осталось сделать для реализации проекта – найти финансирование.
В повестке встречи с министром значилось и обсуждение закона о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, с помощью которого были расширены понятие «каботаж», а также перечень видов деятельности, на осуществление которой суда под российским флагом имеют преимущественное право. Так, документом закреплено исключительное право для судов под государственным флагом РФ на морские перевозки нефти и природного газа, добытых на территории России и погруженных на суда в акватории Северного морского пути.
Создание преимуществ для флага РФ на законодательном уровне – важный шаг в защите национальных интересов. Однако есть и другой вопрос, связанный с этой темой, о котором РПСМ неоднократно говорил на совещаниях в министерствах. Речь о защите национального морского рынка труда, ведь даже под российский флаг судовладелец может практически бесконтрольно нанимать иностранных моряков. Профсоюз неоднократно обращался в Министерство транспорта с просьбой сохранить разрешительный порядок найма иностранных моряков. Законодательный механизм для этого установлен законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и действует с 2002 года. Однако его требования не учтены в более поздних законах «О территориях опережающего социально-экономического развития», «О свободном порте Владивосток» и «О свободных портах в Российской Федерации».
Источник: www.sur.ru