Присутствие судового врача на борту положительно отразится на моряках

Присутствие судового врача на борту положительно отразится на моряках

Как известно, в 2013 году Россия ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве – документ, в котором, в числе прочего, большое внимание отводится охране здоровья моряков как во время рейса, так и в межрейсовый период. Но о квалификации судового врача ничего не сказано. Так какими же знаниями и навыками должен обладать такой специалист и как отличаются требования к нему в разных странах?

Судовые врачи должны знать специфические вещи

Так, в Руководстве по охране здоровья на круизных судах Американского колледжа врачей скорой помощи (ACEP) отмечается, что судовые врачи должны иметь как минимум трехлетний опыт работы в области общей и неотложной медицины и пройти курсы по спасению жизни, включая курс расширенной кардиологической реанимации (ALS/ACLS), продвинутый курс оказания помощи пострадавшим при травмах (ATLS) и курс расширенной педиатрической реанимации (APLS/PALS), если судно перевозит детей до 12 лет. Среди основных навыков судового врача – умение оказывать неотложную сердечно-сосудистую помощь; хирургические, ортопедические и процедурные навыки, включая наложение швов и лечение переломов и вывихов; навыки проведения седации. Помимо этого в Руководстве говорится, что врач должен пройти обучение, связанное с обращением и уходом за жертвами сексуального насилия, уметь собирать доказательства совершенного насилия.

В 2013 году Немецкая ассоциация морской медицины опубликовала свою позицию по квалификации и дополнительному обучению судовых врачей. По мнению авторов, эти специалисты должны разбираться в таких вопросах, как злоупотребление психоактивными веществами, сексуальные домогательства, уметь действовать при чрезвычайных ситуациях, изучить вакцинопрофилактику и гигиену, медицину путешествий и тропическую медицину, радиационную защиту и обращение с трупами. Помимо этого подчеркивается важность наличия у врача навыков судебной медэкспертизы и предотвращения вспышек инфекционных заболеваний на борту. И конечно, врач должен знать все имеющиеся лекарства и оборудование на судне.

Соруководитель курсов последипломного образования по морской медицине в университете Кадиса (Испания) и морскому здоровью в Таррагоне (Испания) Луиза Каналс считает, что врачам любых судов необходима последипломная подготовка в области морского здравоохранения. Она подчеркивает, что обязательно нужно пройти курсы по реанимации и лечению тяжелых заболеваний и травм и владеть английским языком для международных переговоров на случай, если потребуется телемедицинская консультация или организация эвакуации.

Однако, по ее словам, существуют большие различия в подготовке судовых врачей в зависимости от страны. Научные ассоциации, такие как Испанское общество морской медицины (SEMM) и Международная ассоциация морского здравоохранения (IMHA), поддерживают университеты в разработке учебных программ для врачей. Например, в университете Кадиса доступна испанская и английская версия последипломного курса для судовых врачей, которая включает онлайн-обучение, практику и научно-исследовательскую работу. Университеты Франции, Венесуэлы, Польши, Дании и Норвегии также работают над образовательными программами для судовых врачей. Например, с 1997 года в университете Западной Бретани во Франции можно получить диплом по морской медицине. В Центральном университете Венесуэлы в Каракасе тоже есть такая возможность. Польша специализируется на морской и тропической медицине, а в Таиланде есть трехлетняя программа для военно-морских врачей.

– В отличие от врачей на берегу, судовые врачи должны знать много дополнительных специфических вещей, например Программу санитарии судов (The Vessel Sanitation Program), которая помогает предотвращать и контролировать занос, передачу и распространение желудочно-кишечных заболеваний на круизных лайнерах. Эти специалисты должны быть самодостаточными во многих медицинских вопросах и уметь работать в условиях ограниченных ресурсов, ведь они отделены от общей системы здравоохранения. Кроме того, на борту существует особый социальный мир, о котором большинство береговых врачей не имеют представления, – говорит она.

В России деятельность судовых врачей не отрегулирована

Что должен знать и уметь судовой врач в России, точно неизвестно. На сайте нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» есть примерная должностная инструкция судового врача, в которой написано, что он должен иметь специальность «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия» или «Хирургия» и повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. Еще указаны самые общие формулировки о необходимых знаниях – от Конституции РФ до основ диетического питания. Ни о каких специальных навыках и курсах расширенной реанимации речи нет.

Для сведения, в советское время в медицинских вузах существовала отдельная специальность – «судовой врач». Эти специалисты занимались профилактикой, следили за гигиеной, например, проверяли работу кухни, проводили профосмотры. Сейчас в вузах есть научная специальность «Авиационная, космическая и морская медицина», но она не связана с практикой. Обязанности судового врача расписаны в Уставе службы на судах Военно-морского флота. Там мало сказано о медицинских компетенциях, кроме того, что военврач должен оказывать медпомощь всем членам экипажа и эвакуировать их при необходимости, а также участвовать в гигиеническом обучении и воспитании, пропаганде здорового образа жизни; контролировать качество доставляемых на судно продуктов питания, условия их хранения, санитарное состояние пищеблока и качество приготовления пищи; немедленно докладывать начальству о случаях инфекционных заболеваний, принимать меры по изоляции больных и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий; контролировать прохождение членами экипажа предварительных и периодических медосмотров и профилактических прививок.

В Уставе службы на судах рыбопромыслового флота также сказано в основном о санитарных функциях врача.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что сегодня на большинстве грузовых судов за оказание первой помощи отвечает второй помощник капитана, прослушавший спецкурс по медицине. Он следит за наполнением судовой аптечки, состав которой, к слову, в России до сих пор не определен, ставит диагноз заболевшему и выдает лекарства, а в случае серьезного заболевания или травмы он же должен получить радиоконсультацию реального врача. Что касается самой медподготовки таких членов экипажа, то тут следует отметить, что у нас в стране до сих пор не определен перечень медицинских организаций, которые должны эту подготовку осуществлять. Нет и унифицированных программ по основам первой медицинской помощи, единых требований к программам повышения квалификации уже обученных моряков. В связи с этим не стоит рассчитывать, что второй помощник капитана после курсов сможет оказать реальную помощь коллеге.

– Учитывая, что ежегодно с судов по всему миру списывают и эвакуируют более 10 тысяч моряков, идея нанять работника со специальным образованием кажется вполне практичной. В некоторых случаях присутствие судового врача позволит не только избежать дорогостоящей эвакуации, но и положительно отразится на состоянии экипажа в целом: в течение всего рейса моряки смогут получать квалифицированную помощь, – убеждены в РПСМ.

Источник: www.sur.ru