EMSA: около 78% расследованных инцидентов связаны с человеческим фактором

EMSA: около 78% расследованных инцидентов связаны с человеческим фактором

Европейское агентство морской безопасности (EMSA) проанализировало морские инциденты, зарегистрированные в Европейской информационной платформе о морских происшествиях (EMCIP) с 2011 по 2021 гг. После дополнительной оценки, основанной на частоте отмеченных способствующих инцидентам факторов, эксперты выделили пять наиболее распространенных угроз безопасности. Они связаны с методами работы, организационными факторами, оценкой рисков, окружающей средой и индивидуальными особенностями.

Отмечается, что около 78% расследованных навигационных происшествий так или иначе связаны с человеческим фактором. Однако опубликованный анализ фокусируется не на самой цифре, а на сложности и запутанности составляющих, которые стоят за человеческой ошибкой. Ведь действия человека являются следствием сложных, нелинейных и динамичных социотехнических взаимодействий между людьми на борту, организациями на берегу, процедурами и оборудованием. Результаты анализа вскрыли и другие важные проблемы, которые, учитывая их значимость и сложность, могли бы стать отправной точкой для более детального подхода к исправлению ошибок. Среди проблем можно выделить триггеры человеческого фактора; координацию действий людей на мостике, нагрузки и ресурсов; эргономику мостика и конструкцию оборудования; сложность процедур, касающихся соблюдения техники безопасности.

Основные причины

Всего EMSA рассмотрело 573 навигационных инцидента. Человеческий фактор, безусловно, является самой распространенной причиной аварий – 447 инцидента. Несмотря на то, что на долю человеческого фактора приходится около 78% общего числа зарегистрированных случаев, этот показатель различается в зависимости от типа происшествия. Так, «действие человека» фигурирует в качестве причины при столкновениях – 83,5%, посадке на мель – 75%, касаниях – около 71%. Критерий «другой участник или судно» отмечается в происшествиях, связанных, например, с погодными условиями или взаимодействием. Чаще это относится к касаниям и посадке на мель – около 15,7%, чем к столкновениям (11%). Что касается отказа судовых систем, то чаще всего это приводило к касаниям – 12,4%, реже столкновениям и посадкам на мель.

Оценка рисков

В EMSA отмечают, что оценка рисков и пересмотр заданий и процедур на ее основе являются важными компонентами культуры безопасности и способствуют эффективному принятию решений. Важные же с точки зрения обеспечения безопасности действия, перед началом которых не проводится даже стандартная процедура оценки рисков, могут привести к неожиданным и нежелательным событиям. Как следует из данных базы EMCIP, проблемы, связанные с оценкой рисков, были выявлены в 133 расследованиях, включающих 171 способствующий фактор.

Факторы окружающей среды, внутренние или внешние по отношению к судну, могут влиять на процесс выполнения человеком своей работы и способствовать ошибкам или отклонениям от стандартных рабочих процедур. Таких факторов, о которых сообщалось как о способствовавших происшествию, – 139: они фигурировали в 102 расследованиях о столкновениях и посадках судов на мель. В отличие от проблем, связанных с оценкой риска, эти области относятся к реальному проявлению факторов окружающей среды, негативно влияющих на безопасность мореплавания.

Важно отметить, что при анализе EMSA учитывало корректирующие действия, предложенные для предотвращения подобных происшествий в будущем, либо рекомендации по безопасности (SR), предложенные органом по расследованию происшествий (AIB), либо самостоятельно принятые причастными сторонами. Большая часть рекомендаций органов по расследованию происшествий выдавалась судовладельцам (51,5%) – они касались операционных процедур в рамках Системы управления безопасностью (СУБ). Другие рекомендации адресовались национальным властям – около 22%.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что безопасность должна быть превыше всего, поэтому очень важно знать причины, приведшие к катастрофам и человеческим жертвам, чтобы подобное не повторилось. «Понимание потенциальных перед началом любых работ рисков имеет решающее значение, поскольку именно неосведомленность часто становится причиной большого количества несчастных случаев на рабочем месте», – добавляют в РПСМ.

Источник: www.sur.ru